HISTORICAL FORMS OF COLLECTIVE DEVIATION

Iryna A. Kirichenko

Анотація


Визначено, що існування будь-якого суспільства характеризується наявністю відхилень від правових, моральних та інших норм, а вивчення особливостей та етимології цих відхилень є важливою науково-практичною задачею. Мета статті – з’ясування та класифікація основних історичних форм колективної девіації, встановлення особливостей їх еволюції та трансформації. У основній частині розглянуто еволюцію колективних форм девіації. Показано, що феномен девіантної поведінки проявляється на найраніших етапах розвитку людської цивілізації. Обґрунтовано, що у Середньовіччя, разом з процесом де сакралізації, девіація трансформувалася у карнавально-маскардні форми, зберігаючи культово-магічні атрибути. Виділено такі форми колективної девіації: сакральні (священні), сакралізовані (релігійні рухи), світські (карнавали, маскаради), екстремальні (бунт, революція), культурно-просвітницькі (філософізм, дендизм). З’ясовано, що опозиційність є сутнісною рисою девіантної поведінки. У висновках узагальнено, що колективна девіація, маючи тривалі історичні традиції, сьогодні трансформувалася у вагомий чинник розвитку світової культури, науки, політики тощо. Її негативні прояви (терор, погроми) виступають своєрідною відповіддю громадян на нездатність держави знайти можливості для переведення девіантного потенціалу у ігрові, творчі та конструктивні форми. У наступних дослідженнях буде розглянуто різноманітні історично значущі форми індивідуальної девіації та їх трансформацію у сучасному суспільстві.

Ключові слова: девіація, девіантна поведінка, сакральність, обряди, карнавал, революція, бунт.

 

Определено, что существование любого общества характеризуется наличием отклонений от правовых, моральных и других норм, а изучение особенностей и этимологии этих отклонений является важной научно-практической задачей. Цель статьи – выяснение и классификация основных исторических форм коллективной девиации, установление особенностей их эволюции и трансформации. В основной части рассмотрена эволюция коллективных форм девиации. Показано, что феномен девиантного поведения проявляется на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Обосновано, что в Средневековье девиация трансформировалась в карнавально-маскардные формы, сохраняя культово-магические атрибуты. Выделены следующие формы коллективной девиации: сакральные (священные), сакрализованные (религиозные движения), светские (карнавалы, маскарады), экстремальные (бунт, революция), культурно-просветительские (философизм, дендизм). Выяснено, что оппозиционность является сущностной чертой девиантного поведения. В заключении отмечено, что коллективная девиация, имея длительные исторические традиции, сегодня трансформировалась в весомый фактор развития мировой культуры, науки, политики. Ее негативные проявления (террор, погромы) выступают своеобразным ответом граждан на неспособность государства найти возможности для перевода девиантного потенциала в игровые, творческие формы. В последующих исследованиях будут рассмотрены исторически значимые формы индивидуальной девиации и их трансформация в современном обществе.

Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, сакральность, обряды, карнавал, революция, бунт.


Повний текст:

PDF (English)

Посилання


Апинян Т. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие/ Т. А. Апинян: Рос. гос. пед. ун-т, Ин-т нар. Севера СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 398 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Монография. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. – 464 с.

Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад / Сост. Ф. В. Успенский; Отв. ред. М. А. Юсим. –. М. : Языки славянских культур, 2006 – 808 с.

Захаренко Е. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний // Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – М.: «Азбуковник», 2003. – 1040 с.

Католическая энциклопедия. Т. I: А – З. – М.: Издательство францисканцев, 2002. –1906 с.

Кшесинская М.Ф. Воспоминания. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992. – 414 с.

Лешан В.Ю. Основи релігієзнавства : Підручник. – Чернівці: Рута, 2005. – 304 с.

Ницше Ф.Антихристианин // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. – М.:Политиздат, 1989. – С. 17 – 93.

Орлов О. Л. Праздники и зрелища Древней Греции и. Древнего Рима / О. Л.Орлов. – Л. : ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1996. – 42 с.

Фрейд З. Я и Оно: Пер. с нем. / З.Фрейд. – М.: ЭКСМО – Пресс; Харьков: Фолио, 2001. – 583 с.

Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н.Дудинский; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 672 с.

Aron R. La révolution introuvable. – Paris : Fayard, 1968. – 191 p.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1300282

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.