САМООСВІТА ОСОБИСТОСТІ: ЗАРОДЖЕННЯ ТА СТАНОВЛЕННЯ
Анотація
Досліджено об’єктивний механізм виникнення самоосвіти в антропогенезі, зародження феномена самоосвіти особистості, технології, стратегії і моделі самоосвіти у докласовому суспільстві. Йдеться про зародки самоосвітніх процесів, оскільки колективна свідомість докласового суспільства лише в незначному ступені сприяла прояві самостійності людини, інтереси й цінності індивідуально-особистісного бачення світу ще не були сформовані. Самоосвітня активність первісної людини була орієнтована, насамперед, на повсякденну боротьбу за виживання. А тому зародки самоосвіти розвивалися лише на рівні повсякденної свідомості, проявляючись у традиціях і народній творчості. І лише згодом наслідувальна освіта й закріпляюча самоосвіта почали доповнюватися прагненням до усвідомленого одержання й передачі знання. Доведена важлива роль самоосвіти в передачі історичного досвіду, що становить важливішу умову щодо розвитку людського суспільства. Їй належить чимала роль у засвоєнні корисних знань, навичок, звичаїв, норм поведінки, цінностей, символів, ідеалів тощо, що вплинуло на адаптацію людини до умов навколишнього середовища і підвищило можливості виживання первісної людини. Доведено, що становлення технологій самоосвіти відбувається ще в культурі доцивілізаційного періоду. У цей період головною функцією самоосвіти була адаптивна, зародилися колективоцентрична стратегія й на її основі синкретична модель самоосвіти, що співвідносилася з недиференційованою людською діяльністю, комунікативна технологія як аспект міжособових стосунків і технологія самоосвітнього читання як читання тексту природної реальності.
Ключові слова: самоосвіта особистості, самоосвітня активність, самоосвітня діяльність, знання, інформація, синкретизм, природна реальність, адаптивна функція, комунікативна стратегія, колективоцентрична модель.
Исследованы объективный механизм возникновения самообразования в антропогенезе, зарождение феноменасамообразования личности, технологии, стратегии и модели самообразования в доклассовом обществе. Речь идет о зарождении самообразовательную процессов, поскольку коллективное сознание доклассового общества лишь в незначительной степени способствовало проявлению самостоятельности человека, поскольку интересы и ценности индивидуально-личностного видения мира еще не были сформированы. Самообразовательная активность первобытного человека была ориентирована, прежде всего, на повседневную борьбу за выживание. Поэтому зачатки самообразования развивались на уровне обыденного сознания, проявляясь в традициях и народном творчестве. И только потом подражательное образование, и закрепляющее самообразование начали дополняться стремлением к осознанному получению и передаче знания. Доказана важная роль самообразования в передаче исторического опыта, она составляет важное условие в развитии человеческого общества. Ей принадлежит немалая роль в усвоении полезных знаний, навыков, обычаев, норм поведения, ценностей, символов, идеалов и т.д., что повлияло на адаптацию человека к условиям окружающей среды и повысило возможности выживания первобытного человека. Доказано, что становление технологий самообразования происходит еще в культуре доцивилизационного периода. В этот период главной функцией самообразования была адаптивная, зародились колективоцентрическая стратегия и на ее основе синкретическая модель самообразования, которая соотносилась с недифференцированной человеческой деятельностью, коммуникативная технология как аспект межличностных отношений и технология самообразовательного чтения как чтение текста природной реальности.
Ключевые слова: самообразование личности, самообразовательная активность, самообразовательная деятельность, знания, информация, синкретизм, природная реальность, адаптивная функция, коммуникативная стратегия, колективоцентрическая модель.
Abstract objective mechanism of occurrence of self-education in anthropology, the emergence of the phenomenon of self-identity, technology, strategies and models of self-education in the pre-class society. We are talking about the origin of self-education process as the collective consciousness of pre-class society only marginally contributed to the expression of human autonomy, because the interests and values individual and personal vision of the world has not yet been formed. Self-activity of primitive man has been focused primarily on the daily struggle for survival. Therefore, the beginnings of self-developed on the level of everyday consciousness, manifesting itself in the traditions and folklore. And only then imitative education and self-education began to be supplemented by fixing the desire for conscious reception and transmission of knowledge. Proved the important role of self-education in the transmission of historical experience, it is an important conditionin the development of human society. It owns a considerable role in the ssimilation of useful knowledge, skills, customs, and norms of behavior, values, symbols, ideals, etc., which affect the human adaptation to environmental conditions and increased possibilities of survival of primitive man. It is proved that the establishment of self-technology occurs even in a culture before of civil period. During this period, the main function was self adaptive, culture that became the reason strategy and on its basis syncretism model of self-education, which is correlated with undifferentiated human activity, communication technology as an aspect of interpersonal relations and the technology of self-reading as the reading of the text of the natural reality.
Key words: self-education of the person, natural reality as the text, self-education as technology of work with texts, strategy of self-education, model of self-education, self-educational activity, knowledge, information, syncretism, natural reality, adaptive function, communicative strategy, culture that became the reason model.
Повний текст:
PDFПосилання
Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М.: Рос. откр. ун-т, 1995. – 139 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 424 с.
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Х.Г. Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.
Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука: [Пер. с нем.]. – Минск: Харвест; М.: «Аст», 2000. – 750 с.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: М.: Форум, 1998. – 267 с.
Карлов М.В. Путь познания или дорогу осилит идущий //Вопр. философии. – 1996. – № 5. – С. 3 – 20.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М. – 1986. – 213 с.
Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.
Фролов И.Г. Социология и этика познания человека //Пути интеграции биологического и социогуманного знания. – М.: Наука, 1984. – С. 35 – 74.
Шуклина Е.А. Технология самообразования: социологический аспект // Обществ. науки и современность /Е.А. Шуклина. – 1999. – № 5 . – С. 140 – 151.
Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – 540 с.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.164610
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.