ВИЩА ОСВІТА В ІНФОРМАЦІЙНОМУ СУСПІЛЬСТВІ: ТРАНСФОРМАЦІЯ ОСВІТНІХ ПОТРЕБ

Л. М. Панченко

Анотація


Вирішальною  детермінантою  генезису  освіти  є  конкретно-історичний  формат  соціуму,  тому  ефективне  виконання  освітою своїх  функцій  і  поступальний  розвиток  виявляються  апріорі неможливими  за  умов  ігнорування  визначальних  тенденцій суспільного  буття  –  тих  мегатрендів,  котрі  справляють вирішальний, імперативний вплив на становлення соціуму в цілому і освіти як його невід’ємної складової частини зокрема. Розкрито  онтологічну  зумовленість  випереджаючої  функції розвитку системи освіти в сучасному суспільстві, яка пояснюється якісно новим масштабом детермінуючого впливу системи освіти на формування реалій інформаційного суспільства. Сучасна українська освіта стоїть перед необхідністю відповіді на двоєдиний виклик: з одного  боку,  йдеться  про  потребу  бути  на  рівні  вимог глобалізованого  й  інформаційного  суспільства,  з  іншого  боку, доводиться  враховувати  об’єктивні  ресурсні  обмеження,  які  є результатом  кризових  соціально-економічних  процесів  у  межах України і світового господарського комплексу. 

Ключові  слова:  вища  освіти,  ефективна  освітня  парадигма, освітній  простір,  суспільний  потенціал,  трансформація  освіти, інформаційне суспільство

Решающей  детерминантой  генезиса  образования  есть конкретно исторический  формат  социума,  потому  эффективное  выполнение образованием  своих  функций  и  поступательное  развитие оказываются  априори  невозможными  при  условии  игнорирования определяющих  тенденций  общественного  развития  –  тех  мега-трендов,  которые  оказывают  решающее,  императивное  влияние  на становление социума в целом и образования как его неотъемлемой составной части в частности. Раскрыта  онтологическая  обусловленность  опережающей  функции развития  системы  образования  в  современном  обществе,  которая объясняется  качественно  новым  масштабом  детерминирующего влияния  системы  образования  на  формирование  реалий  информационного  общества.  Современное  украинское  образование  стоит перед  необходимостью  ответа  на  двуединый  вызов:  с  одной стороны,  речь  идет  о  потребности  быть  на  уровне  требований глобализированного  и  информационного  общества,  с  другой стороны,  приходится  учитывать  объективные  ресурсные  ограничения,  которые  являются  результатом  кризисных  социально-экономических  процессов  в  Украине  и  в  мировом  хозяйственном комплексе.

Ключевые  слова:  высшее  образования,  эффективная  образовательная парадигма,  образовательное  пространство,  общественный  потенциал, трансформация образования, информационное общество.

 

It was found that the decisive determinant of the genesis of education is the concrete historical format of society, so the effectively accomplished functions of education and ongoing development are a priori impossible when  ignoring  the  defining  trends  of  social  entity  –  those  megatrends which  have  decisive,  imperative  influence  on  the  society  formation  in general and education as its integral compound part in particular. The  ontological  conditionality  of  the  leading  function  of  educational development  in  modern  society  is  revealed,  which  is  explained  by qualitatively  new  scale  of  determining  influence  of  education  on  the formation of the realities of the information society. Modern Ukrainian education  is  in  need  of  answering  two-pronged  challenge:  on  the  one hand, we are talking about the need to be at the level of requirements of globalized and information society, on the other hand, we must take into account  the  objective  resource  limitation  which  is  the  result  of  crisis, social and economic processes within Ukraine and world-wide economic complex.

Keywords: higher educatio, effective  educational paradigm, educational space, public potential, transformation of education, informative society

Повний текст:

PDF

Посилання


Губерський Л., Андрущенко В. Філософія як теорія та методологія розвитку освіти / Л. Губерський, В. Андрущенко. – К. : «МП Леся», 2008. – 516 с.

Ильин Г.Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г. Ильин. – М. : «Вузовская книга», 2002. – C. 92.

Кремень В.Г. Філософія людиноцентризму в освітньому просторі / В. Кремень. – 2-е вид. – К. : Т-во «Знання» України 2010. – 520 с.

Ліпман М. Критичне мислення: чим воно може бути? / М. Ліпман // Постметодика, 2005. – №2 (60). – С. 33–41.

Образование в конце ХХ века (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 1992. – №9. – С. 9–10.

Розин В.М. Предмет и статус философии образования / В. Розин // Философия образования. – 1996. – С. 7–21.

Lane R. E. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgable Society// American Sociological Review, 31, 1966. – Р. 649–662.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.