ФІЛОСОФСЬКІ ЕКСПЛІКАЦІЇ ПРОЕКТНОЇКУЛЬТУРИ В ФІЛОСОФІЇ ОСВІТИ

О. А. Шаповалова

Анотація


Досліджено  теоретичні  питання  трансформації  організаційного типу культури сучасного суспільства. Сфера освіти розглядається як аксіологічний центр сучасної культури, на який покладена місія сформувати  людину  з  проектним  типом  мислення,  здатну протистояти викликам інформаційної доби.   У  статті  здійснюється  філософська  рефлексія  феномену «проектна  культура»,  а  саме  проектування  експлікується  як здатність  людини  до  випереджаючого  відображення  дійсності, спроможність до креативного цілепокладання, творчого конструювання  ідеальних  моделей  майбутнього.  Досліджується шлях  становлення  феномену  проектної  культури  у  проблемному полі філософських рецепцій.  В  результаті  здійснення  компаративного  аналізу  вітчизняних  та зарубіжних наукових досліджень проектної культури, цей феномен експлікується як здатність людини до самореалізації, самоздійснення та самопроектування. Досліджено характерні риси сучасної  соціальної  реальності  і  вимоги,  які  висуваються  до  самопроектування особистості. Особистісний проект розглядається як єдність внутрішнього, як духовних цінностей, що визначають міру свободи самореалізації в межах власного проекту, та зовнішнього,  як здатності презентувати себе у відповідно до вимог суспільства.

Ключові слова: проектна культура, проектний тип організаційної культури,  проектне  мислення,  самопроектування,  життєвий проект

Исследованы  теоретические  вопросы  трансформации организационного  типа  культуры  современного  общества.  Сфера образования  рассматривается  как  аксиологический  центр современной  культуры,  на  который  возложена  миссия сформировать человека с проектным типом мышления, способного противостоять вызовам информационной эпохи.  В  статье  осуществляется  философская  рефлексия  феномена «проектная  культура»,  а  само  проектирование  эксплицируется  как способность  человека  к  опережающему  отражению действительности,  возможности  креативного  целеполагания, творческого  конструирования  идеальных  моделей  будущего. Исследуется процесс становления феномена проектной культуры в проблемном поле философских рецепций.  В результате компаративного анализа отечественных и зарубежных научных  исследований  проектной  культуры,  этот  феномен эксплицируется  как  способность  человека  к  самореализации, самоактуализации  и  самопроектированию.  Исследованы характерные  черты  современной  социальной  реальности  и требования,  которые  предъявляются  к  самопроектированию личности. Проект личности рассматривается в единстве внутренних, духовных  ценностей,  которые  определяют  степень  свободы самореализации  в  рамках  своего  проекта,  и  внешних  проявлений, способности  презентовать  себя  в  соответствии  с  требованиями общества.

Ключевые слова: проектная культура, проектный тип организации культуры,  проектное  мышление,  самопроектирование,  жизненный проект.

Theoretical issues of organizational type culture transformation of modern society were investigated. The education sector is seen as axiological center of contemporary culture, which mission is to form a human with a design-like mindset, who is able to withstand the challenges of the information age.  In this article the philosophical reflection of the phenomenon of project culture was undertaken. Thus disign is explicated as a person's ability to anticipatory reflection of the reality, the capacity for creative goal-setting, creative design of the future ideal models. The path of the project culture  establishment at the problem field of philosophical receptions is investigated. As a result of comparative analysis of local and foreign project culture researches, this phenomenon is explicated as a person's ability to self-realization, self-actualization and self- projecting. The author makes an attempt to describe basic features of contemporary social reality and demands it makes to self-projecting of a person. Personal project is considered to be a unity of inner and outer moral values which determine a limit of freedom of self-realization in the frames of personal project; and outer ones as an ability to present yourself according to the requirements of the society. 

Key words: project culture, project type of culture organization, design-like mindset, self-design, life project.

Повний текст:

PDF

Посилання


Ашеров А.Т. Метод определения структуры и содержание ученого материала, формирующего проектную культуру будущих инженеров-педагогов в процессе системотехнической подготовки / А.Т. Ашеров, В. И. Шеховцова // Теорія і практика управління соціальними системами. – Харків : НТУ „ХПІ”, 2009. – № 1. – С. 45-54.

Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно–художественные проблемы дизайна: автореф. дис. на соискание научн. степени д–ра искусств: спец.17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн» / О.И.Генисаретский .– М.,–1990. – 36 с.

Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/ Б.С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 608с.

Єрмаков І.Г. Життєвий проект особистості: від теорії до практики / І.Г. Єрмаков, О.Д. Пузіков. – К.: «Освіта України», 2007. – 180 с.

Запесоцкая Н.А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы :автореф. дис. канд. пед. наук. : 13.00.05 / Н.А. Запесоцкая. – Санкт-Петербург, 2007 – 24 с.

Китаев-Смык Л.А. Вступительная статья // Черноушек М. Психология жизненной среды. – М.: Мысль, 1989. – 324 с.

Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая становлення проектной культуры субъектов образовательного процесса / А.О. Кравцов // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", Выпуск 29. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 324-330.

Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с

Никитин В.А. Генезис архитектурной культуры: Очерки. / В.А. Никитин. Тольятти: Международная академия бизнеса и банковского дела, 1997. – 166 с.

Новіков Б. В. Творчість як спосіб здійснення гуманізму : монографія / Б.В. Новіков . – К. : НТУУ «КПІ», 2006. – 308 с.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической социологии / Ж.П. Сартр. – М.: Республика, 2000. – 639 с., 470

Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дисс. докт. искуссвоведения / ВНИИТЭ. – М., 1990. – 32 с.

Федорова І.І. Проектна культура – умова поява креативних технологій управління в соціокультурній сфері / І.І. Федорова // Матеріали VII міжнародної науково-практичної конференції студенів, аспірантів та молодих вчених «Сучасні проблеми управління: виклики інформаційної епохи». – К.: НТУУ «КПІ», 2013. – С. 172 – 173.

Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процес се профессиональной подготовки : автореф. дисс. д-ра пед. наук: спец. 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования» / Л.А. Филимонюк. – Махачкала, 2008. – 48 с.

Ченобытов В.А. Основы проектной культуры / В.А.Ченобытов, Н.С.Коваленко // Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства. – СПб., 2002. – С. 116–123.

Чигарьков В.М., Дижур А.Л. Проектная культура и дети: Из опыта образования в Великобритании // Техническая эстетика. – 1990. – №5. – С. 11–16


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.