КРИТИЧНИЙ РОЗГЛЯД КОНЦЕПТУ «ІНФОРМАЦІЙНЕ СУСПІЛЬСТВО»
Анотація
Некритичне застосування концепту інформаційного суспільства у межах його постмодерністської інтерпретації може привести до повної втрати сенсу соціально-історичного процесу як мас-медійної віртуальної реальності. За таких умов ситуація соціально-пізнавального релятивізму, моральної індиферентності та суб'єктивізму знаходить своє закріплення у «масовій медіа-культурі». Існуючі визначення інформаційного суспільства явно не відповідають соціальним реаліям. В основі оптимістичної інтерпретації концепту інформаційного суспільства є недоречне ототожнення інформації та знання. Між тим істотна відмінність знання від інформації саме й полягає у тому, що знання є соціальний феномен. Якщо інформацію можна вважати формою існування матерії, то знання — це форма існування свідомості. Таким чином, істотним тут є навантаженість знання сенсами, знання не просто відображає істотні властивості й відносини дійсності (цим знання не відрізнялося б від мислення, а люди — від комп'ютера), але також і значеннєві, цільові відносини людини, соціуму до цієї дійсності. Немає знань, що абсолютно руйнують; якщо перед нами — знання, то воно буде засвоєно, уплетене в суб'єктивну реальність здорової людини із творчою інтенцією. Інформації може бути для здорової психіки і фактором, що творить, і чинником руйнівного впливу, як і її кількість, переходячи бар'єр сприйняття й засвоєння, руйнує індивідуальну, а сьогодні вже й суспільну свідомість. Реально знання є і будуть основою будь-якої освіти ніяким чином замінені у навчально-виховному процесі бути не можуть. Мова має йти про заміну інформаційної парадигми освітньої діяльності, проте на практиці саме її часто визначають основою освіти у інформаційному суспільстві.
Ключові слова: інформаційне суспільство, медійно-інформаційний простір, ризики
Некритическое применение концепта информационного общества в рамках его постмодернистской интерпретации может привести к полной потере смысла социально-исторического процесса как масс-медийной виртуальной реальности. При таких условиях ситуация социально-познавательного релятивизма, моральной индифферентности и субъективизма находит свое закрепление в «массовой медиа-культуре». Существующие определения информационного общества явно не соответствуют социальным реалиям. В основе оптимистической интерпретации концепта информационного общества неуместно отождествление информации и знания. Между тем, существенное отличие знания от информации как раз и заключается в том, что знание является социальным феноменом. Если информацию можно считать формой существования материи, то знание - это форма существования сознания. Таким образом, существенным здесь является загруженность знания смыслами, знание не просто отражает существенные свойства и отношения действительности (этим знание не отличалось бы от мышления, а люди - от компьютера), но также и смысловые, целевые отношения человека, социума к этой действительности. Нет знаний, которые абсолютно разрушают; если перед нами - знание, то оно будет усвоено, вплетенное в субъективную реальность здорового человека с творческой интенции. Информация может быть для здоровой психики и фактором, что творит, и фактором разрушительного воздействия, как и ее количество, что переходит барьер восприятия и усвоения, разрушает индивидуальную, а сегодня уже и общественное сознание. Реально знания есть и будут основой всякого образования,и никакие заменены в учебно-воспитательном процессе не могутбыть. Речь должна идти о замене информационной парадигмы образовательной деятельности, однако на практике именно ее часто определяют основой образования в информационном обществе.
Ключевые слова: информационное общество, медийно-информационное пространство, риски.
Uncritical application of the concept of information society within its postmodern interpretation can lead to complete loss of sense of socio-historical process as a mass- media virtual reality. Under these conditions, the situation of social and cognitive relativism, moralindifference and subjectivity finds its consolidation in the "mass media culture." The existing definition of information society clearly does not correspond to social reality. The basis of the optimistic interpretation of the concept of information society is inappropriate identification information and knowledge. Meanwhile, a significant difference of knowledge from information and it is that knowledge is a social phenomenon. If the information is considered a form of existence of matter, knowledge - a form of consciousness. Thus, there is a significant laden meanings of knowledge, knowledge is not simply reflect the essential properties and relations of reality (this knowledge can not be distinguished from thinking, and people - from the computer), but also values, trust relationships human society to this reality. There is no knowledge that absolutely destroy, if we have knowledge, it will be learned, including in subjective reality of a healthy person with creative intentions. Information may be for a healthy mind and a factor that creates and devastating impact factor, as its amount, passing the barrier of perception and learning, destroys the individual, and today, and the public consciousness. Reality knowledge is and will be the foundation of any education in any way replaced in the educational process can not be. It is going to replace the information paradigm of educational activities, but in practice it is often defined foundation of education in the information society.
Key words : information society, media-information space, risks.Повний текст:
PDFПосилання
Бодрийар Ж.Америка / Ж.Бодрийяр. -Спб.: Вл. Даль, 2000.–205 с.
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж.Гэлбрейт. - М.; СПб.: Транзиткнига, 2004. – 602 с.
Иоселиани А. Д.Информационноеобщество/ А.Д.Иоселиани// Глобалистика: Энциклопедия/ Гл. Ред.. И.Мазур. - М.: Диалог, 2003.-С. 527-528.
Фомин А.П. Виртуализация социальной реальности в современном мире / А.П.Фомин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 56. - С. 16-28.
ЮхвидА. В.Информационноеобщество/ А.В.Юхвид// Глобалистика: Энциклопедия/ Гл. ред. И.Мазур. - М.: Диалог, 2003. С. 529-530.
SnydersB. R.Thehiddencurriculum /B. R. Snyders. - N. Y.: AlfredA. Knopf, 1971. – 264 p.
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.