ПРОПОВІДЬ МЕТАНОЙЇ ЯК ЧИННИК РОЗВИТКУ ВІЗАНТІЙСЬКОЇ ЕСТЕТИКИ АСКЕТИЗМУ

А. В. Царенок

Анотація


Одним із численних доказів органічного зв’язку аскетичних естетики й етики виступає великий вплив учення про метанойю (покаяння) на естетичні погляди проповідників духовного подвижництва. Аналізуючи відповідні роздуми візантійських теологів, автор статті вказує на конкретний вияв цього впливу, а саме – на недвозначний заклик аскетики християнського Сходу підтримувати належний психоемоційний стан, уникати порушень покаянного настрою, стримувати активність власної уяви та виявляти граничну обережність під час можливих з’явлень надприродного.

Ключові слова: естетика аскетизму, етика, аскетика, психоемоційний стан, метанойя.

 

Одним из многочисленных доказательств органической связи аскетических эстетики и этики выступает большое влияние учения про метанойю (покаяние) на эстетические взгляды проповедников духовного подвижничества. Анализируя соответствующие размышления византийских теологов, автор статьи указывает на конкретное проявление этого влияния. А именно – на недвусмысленный призыв аскетики христианского Востока поддерживать надлежащее психоэмоциональное состояние, избегать нарушений покаянного настроения, сдерживать активность собственного воображения и проявлять особую осторожность во время возможных явлений сверхъестественного.

Ключевые слова: эстетика аскетизма, этика, аскетика, психоэмоциональное состояние, метанойя.

 

Having analyzed the ideas of the Byzantine theologians, the author of the article underlines the strong and quite natural connection between ascetic aesthetics and ascetic ethics. It’s proved that Christian East doctrine of metanoia (repentance) influenced the development of aesthetics of the asceticism to a great degree: it causes the ascetic recommendation to support the necessary person’s psychoemotional state. In particular, true ascetics must avoid loss of mood, which corresponds the spiritual life – the true search of God and of both good and beautiful being. That’s why the asceticism doesn’t approve of practice of joking and laughing. At the same time, there is no place for pessimism in ascetic culture. Besides, the ascetics consider permissible joking as a good mean of relaxation for people, whose souls are not perfect yet, of resolving of the conflicts and of struggling against the evil. Moreover, the influence of the doctrine of metanoia causes the ascetic and aesthetical demand to control one’s imagination (for its activity is able to turn the praying into meditation, practice of which doesn’t correspond the ascetic tradition of Christian East) and to control oneself in case of mystic appearance of different beautiful images (for they may be produced by the evil). According to the Orthodox doctrine of asceticism, the true ascetic does not consider himself to be worthy of enjoying of the pleasant mystic visions. This quality, which corresponds the psychoemotional state of metanoia, helps person to resist temptations and to improve its inner world.

Key words: aesthetics of the asceticism, ethics, ascetic doctrine, psychoemotional state, metanoia.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бычков В. В. Малая история византийской эстетики / Виктор Васильевич Бычков. – К.: Путь к Истине, 1991. – 407 с.

Жития и творения русских святых : Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. Народные почитания и праздники Православной Церкви / [сост. С. Тимченко]. – М.: Современник, 1993. – 480 с.

Романенко Ю. М. Метафизическое значение понятия ―метанойа‖ / Ю.М. Романенко // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова : Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 26 – 27 мая 1997 года. – СПб., 1997. – С. 35–38.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению : этико-богословское исследование / Сергей Михайлович Зарин. – М. : Паломник, 1996. – 693 с.

Аскетирион. Монашеская жизнь в Египте в IV–V вв. / Сост. монах Лазарь. – М. : «Русскій Хронографъ 1991», 2003. – 736 с.

Григорий Богослов, св. Избранные творения / Святитель Григорий Богослов. – Изд. 2-ое. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 400 с. – (серия ―Духовная сокровищница‖).

Жития Святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. – Кн. 5. – Ч. ІІ. – М. : Синодальная Типография, 1904. – 459 с.

Исихий Иерусалимский, преп. Душеполезное слово о трезвении и молитве / Преподобный Исихий Иерусалимский // Брань духовная / Сост. С. Ершов. – СПб. : Издательский дом ―Азбука-классика‖, 2009. – С. 402–445.

Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. – М. : Лепта Книга; Симферополь : Родное Слово, 2012. – 800 с. – (Путь святости. Вып. 8).

Василий Великий, св. Творения : в 2-х т. / Святитель Василий Великий. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2009. – Т. 2 : Аскетические творения. Письма. – 1230 с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4).

Федь І. А. Релігія і мистецтво : два плеча одного важеля у формуванні національної свідомості / І. А. Федь // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури :Зб. наук. праць. Вип. 14. – К. : Міленіум, 2005. – С. 142–149.

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. – СПб. : Типография Королева и Комп., 1855. – 375 с.

Григорий Богослов, св. Творения : в 2-х т. / Святитель Григорий Богослов. – М. : Сибирская Благозвонница, 2007. – Т. 2 : Стихотворения. Письма. Завещание. – 944 с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 2).

Булгаков С., протоирей. Православие. Очерки учения Православной Церкви / протоирей Сергий Булгаков. – К. : Либідь, 1991. – 238 с.

Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) / игумен Марк (Лозинский). – М.: КАЗАК, 1997. – 304 с.

Хоружий С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. – М. : Издательство гуманитарной литературы, 1998. – 352 с.

Василий (Кривошеин), архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах / архиепископ Василий (Кривошеин) // Журнал Московской Патриархии. – 1986. – № 4. – С. 67–68.

Симеон Новый Богослов, преп. Слова и гимны : В 3-х книгах / Преподобный Симеон Новый Богослов. – М. : Сибирская Благозвонница, 2011. – Кн. 2. – 719 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.546387

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.