БІЗНЕС-ОСВІТА В СТРУКТУРІ МЕНЕДЖМЕНТ-ОСВІТИ ТА ФІЛОСОФІЇ ГОСПОДАРСТВА (ФІЛОСОФСЬКО-ОСВІТНЄ ОСМИСЛЕННЯ)

О. Ю. Жигилевич

Анотація


Бізнес-освіта є одним із сучасних і найбільш перспективних напрямів надання економічної освіти у широкому сенсі слова, а саме як філософії господарства. Навіть побіжний огляд фахової економічної літератури показує, що сам академічний статус бізнес-освіти і досі залишається до кінця не проясненим. Бізнес-освіта нерідко розглядається також як елемент менеджмент-освіти, тобто особливий підвид теорії управління. Крім того, бізнес-освіта являє собою особливий і надзвичайно важливий, у певному сенсі парадигмальний приклад освіти упродовж усього життя. Кінцевою метою економічної освіти є оволодіння економічною теорією як формування у студента системи економічних знань, тоді як бізнес-освіта своєю кінцевою метою має, передусім, підготовку успішного бізнесмена (бізнесвумен). Економічна освіта потрібна як керівникам великих державних підприємств та організацій, так і виконавцям-підлеглим, тоді як бізнес-освіта потрібна більшою мірою для ведення власної, приватної справи. Бізнес-освіту у світі надають переважно недержавні, приватні навчальні заклади – у більшості випадків численні бізнес-школи. В Україні бізнес-освіта і досі не врегульована належною мірою законодавчо: поняття бізнес-освіти відсутнє у Законі України «Про вищу освіту». Як на державному, так і на приватному рівні бізнес-освіта повинна набувати все більшою мірою міжнародний характер. Це є більш, ніж природно в умовах глобалізації. Приклад бізнес-освіти свідчить про те, що це спосіб підтримання власної конкурентоздатності у бізнесі. LLL (life long learning) – це постійне повернення

бізнесмена до ресурсу освіти для розширення власного кругозору, опанування останніми новинками у різних сферах задля якомога вищої (в ідеалі на рівні «шести сигм») ефективності власного бізнесу.

Ключові слова: бізнес-освіта, економічна освіта, менеджмент-освіта, освіта упродовж всього життя, філософія господарства, глобалізація.

 

Бизнес-образование является одним из современных и наиболее перспективных направлений предоставления экономического образования в широком смысле слова, а именно как философии хозяйства. Даже беглый обзор профессиональной экономической литературы показывает, что сам академический статус бизнес-образования до сих пор остается до конца не просветленным. Бизнес-образование нередко рассматривается также как элемент менеджмент-образования, то есть особый подвид теории управления. Кроме того, бизнес-образование представляет собой особый и очень важный, в определенном смысле парадигмальными пример образования в течение всей жизни. Конечной целью экономического образования является овладение экономической теорией как формированием у студента системы экономических знаний, тогда как бизнес-образование своей конечной целью имеет, прежде всего, подготовку успешного бизнесмена (бизнесвумен). Экономическое образование нужно как руководителям крупных государственных предприятий и организаций, так и исполнителям-подчиненным, тогда как бизнес-образование нужно в большей степени для ведения собственного, частного дела. Бизнес-образование в мире оказывают преимущественно негосударственные, частные учебные заведения – в большинстве случаев многочисленные бизнес-школы. В Украине бизнес-образование до сих пор не урегулировано в должной мере законодательно: понятие бизнес-образования отсутствует в Законе Украины «О высшем образовании». Как на государственном, так и на частном уровне бизнес-образование должно приобретать все в большей степени международный характер. Это более чем  стественно в условиях глобализации. Пример бизнес-образования свидетельствует о том, что это способ поддержания собственной конкурентоспособности в бизнесе. LLL (life long learning) – это постоянное возвращение бизнесмена к ресурсу образования для расширения собственного кругозора, овладение последними новинками в различных сферах для как можно более высокой (в идеале на уровне «шести сигм») эффективности собственного бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-образование, экономическое образование, менеджмент- образование, образование в течение всей жизни, философия хозяйства, глобализация.

 

Business education is one of the most modern and perspective directions of the providing of an economic education in the broadest sense, namely as a philosophy of the economy. Even a cursory survey of professional economic literature shows that the very status of academic business education is still not fully clarified. Business education is also often seen as part of management education like an unique subspecies of management theory. In addition, business education is a special and very important, in a sense of the paradigm example of the life long learning. The ultimate goal of economic education is the mastery of economic theory as the formation of student as master in the system of economic knowledge, while business education has the ultimate aim, above all, in growing up of a successful businessman (businesswoman). Economic education is needed for leaders of large state enterprises and organizations and their staff, while business needs more education for those who do their own, private affairs. Business education in the world is provided mainly by non-governmental, private schools – in most cases, by many business schools. In Ukraine, business education is still not adequately regulated by law: the concept of business education is absent in the law of Ukraine "On Higher Education". As at the public, so at the private level of business education it should acquire increasingly international character. It is more than natural in the context of globalization. Example of business education suggests that it is a way to maintain their own competitiveness in business. LLL (life long learning) is a permanent return of the businessmen to the educational resources to expand their own horizons, mastering the latest innovations in various fields for the highest possible (ideally at the "Six Sigma") effectiveness of own business.

Keywords: business education, economic education, management education, life long learning, philosophy, economy, globalization.


Повний текст:

PDF

Посилання


Барановская А.А. Современные концепции государственного управления применительно к системе бизнес-образования [Электронный ресурс] / А.А.Барановская //SCI-ARTICLE. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1476297887

Велущак М. Структура вищої економічної освіти в США /М.Велущак // Порівняльна професійна педагогіка. – 2012. – № 2. – С. 169-174.

Закон України «Про вищу освіту» // Урядовий кур’єр. – № 146. – від 13 серпня 2014. – С. 7–18.

Ільїна В. Ю. Становлення та розвиток вищої економічної і бізнес-освіти Сполучених Штатів Америки у сучасних умовах: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Ю. Ільїна – Ялта, 2009. – 237 с.

Монобаева А.И. Регулирование системы бизнес-образования в контексте принципов «нового государственного менеджмента» (NPM) / А.И. Монобаева, Х. Космо // Вестник КазЭУ. – Алматы: «Экономика», 2014. – № 4. – С. 60–68.

Сморгунов Л. В. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления /Л.В.Сморгунов, А.П.Альгин, И.Н.Барыгин. – М.: РОССПЭН, 2006. – 384 с.

ШЕСТЬ СИГМ [Электронный ресурс] // Энциклопедия производственного менеджера. – Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/six-sigma.html

Results found for "бізнес-освіти" [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://mon.gov.ua/system/searchresults.html?search=%D0%B1%D1%96%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%96%D1%82%D0%B8&id=250

Business education [Electronic data] // Wikipedia, the free encyclopedia. – Access mode: https://en.wikipedia.org/wiki/Business_education

Dunlevey P. New Public Management is Dead – long live digital-eragovernance / P. Dunlevey // Journal of Public Administration Research and Theory. – 2005. – №16 (3). – P. 467-494.

The National Business Education Association [Electronic data]. – Access mode: https://www.nbea.org/newsite/about/index.html

Welcome to ECBE.EU [Electronic data]. – Access mode: http://www.ecbe.eu/index.php?id=2




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.546422

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.