ОСНОВНІ ТЕХНОЛОГІЇ І СПРЯМУВАННЯ ПЕДАГОГІЧНОГО ДИСКУРСУ

І. М. Силадій

Анотація


Основні технології і спрямування педагогічного дискурсу зумовлені його сутністю, різновидами та етапами розгортання. Власне педагогічний дискурс є такою педагогічною технологією, яка не тільки акумулює в собі, але й реалізує у навчально-виховному процесі різні освітні моделі та технології. Об’єднуючи в собі їх зміст, форми і засоби, педагогічний дискурс моделює шляхи освоєння конкретного навчального матеріалу, а також логіку, структуру й інтенсивність  навчального процесу. Водночас педагогічний дискурс передбачає співтворчість педагога і вихованця в ситуації педагогічної взаємодії, під час якої відбувається педагогічне перетворення людини. Основними етапами цього процесу є моделювання передового педагогічного досвіду, схематизація й алгоритмізація педагогічної, управлінської, науково-методичної діяльності, трансформація теоретичних освітніх моделей та упровадження в педагогічну практику створеного досвіду.

Ключові поняття: людина, освіта, педагогічний дискурс, технології педагогічного дискурсу, напрями педагогічного дискурсу, елементи педагогічного дискурсу.

 

Основные технологии и направления педагогического дискурса обусловлены его сущностью, разновидностями и этапами развертывания. Собственно педагогический дискурс является такой педагогической технологией, которая не только аккумулирует в себе, но и реализует в учебно-воспитательном процессе различные образовательные модели и технологии. Объединяя в себе их содержание, формы и средства, педагогический дискурс моделирует пути освоения конкретного учебного материала, а также логику, структуру и интенсивность учебного процесса. В то же время педагогический дискурс предполагает сотворчество педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, при которой происходит педагогическое преобразования человека. Основными этапами этого процесса является моделирование передового педагогического опыта, схематизация и алгоритмизация педагогической, управленческой, научно-методической деятельности, трансформация теоретических образовательных моделей и внедрения в педагогическую практику созданного опыта. Педагогический дискурс следует рассматривать одновременно как педагогическую технологию, которая отражает дискурс, как тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий и технологии обучения. Педагогический дискурс должно выражать и аккумулировать общие признаки и закономерности учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дискурс отражает модель учебно-воспитательного и управленческого процессов в учебном заведении и охватывает и специализированные технологии, применяемые в других отраслях науки и практики, а именно, новые информационные технологии и др.

Ключевые слова: человек, образование, педагогический дискурс, технологии педагогического дискурса, направления педагогического дискурса, элементы педагогического дискурса.

 

Major technologies of directing pedagogical discourse are defined by its sense,  variability and the stages of development. In reality, the pedagogical discourse is the type of pedagogical technology which not only accumulates and also realizes different educational models and technologies in the educational process.

Uniting the plot, forms, and means the pedagogical discourse models the ways of implementings the exact educational material and also the logics intensity and structure of educational process. Simultaneously the pedagogical discourse foresees the co-creativity of the teacher and the pupil, in the situation of pedagogical cooperation during which the pedagogical reinnovation of the person takes place.

The main stages of this process are the modelling of the current pedagogical experience scheming and algorithming of the pedagogical and administrating scientific pedagogical activity, transforming of theoretical educational models and implementation the gained experience into the pedagogical practice. Pedagogical discourse should be simultaneously defined as the pedagogical technology which reflects the discourse as the tactics of realizing educational technologies in the educational process on the bases of certain conditions and the educational technologies. The pedagogical discourse has to express and accumulate general features and basics of the educations process. The pedagogical discourse reflects the model of the educational and administrating processes in the educational establishment and unites also specific technologies used in other branches of science and practice.

It means the new informational technologies, etc.

Key notions: the person, education, pedagogical discourse, technologies of educational discourse, directions of pedagogical discourse, elements of pedagogical discourse.

 


Повний текст:

PDF

Посилання


Бацевич Ф.С. Основи комунікативної лінгвістики: підруч. / Ф.С. Бацевич. – К.: Видавничий центр «Академія», 2004. – 344 с.

Осипова С.И. Дискурс как объект педагогического анализа / С.И.Осипова, Е. И. Фомина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С.9-12.

Андрущенко В. Технології сучасного педагогічного дискурсу / В. Андрущенко, О. Скубашевська // Вісник інституту розвитку дитини. Сер.: Філософія. Педагогіка. Психологія: Зб. наук.праць / Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. –К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2011. –Вип. 14. – С. 13-20.

Ежова Т.В. Истоки педагогического дискурса и их роль в формировании его гуманитарного качества / Т.В. Ежова // Современные факторы повышения качества профессионального образования: Материалы XXVIII препод. науч.-практ. конф. – Оренбург: 2007. – Т.7. – С.95-108.

Соколова Л.Б. К проблеме проектирования педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя / Л.Б.Соколова // Известия Самарского науч. центра РАН. – 2009. – Вып. 4. – Т. 11. – С. 1148-1154.

Суворова С.Л.Феноменология исследования понятий «дискурс» и «педагогический дискурс» / С.Л. Суворова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. : Образование. Педагогические науки. – 2012. – Вып. № 4 (263). – С. 84-87.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

Скубашевська О.С. Педагогічний дискурс в інноваційній стратегії розвитку освіти / О.С. Скубашевська // Мультиверсум. Філософський альманах: Зб. наук. пр. — К., 2008. — Вип. 67. — С. 201-215.

Колток Л. Б. Педагогічний дискурс як засіб інтенсифікації навчально-виховного процесу в сучасній вищій школі: Автореф. дисс… канд. пед. наук 13.00.04 / Л. Б. Колток; Нац. пед. ун-т ім. М.П. Драгоманова. – К., 2009. – 22 с.

Невмержицький О. Педагогічні технології – зваби і загрози / О. Невмержицький // Вища освіти України. – 2006. – № 1. – С. 97-101.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1064607

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.