РІЧ ЯК ОПРЕДМЕЧЕНА ІНФОРМАЦІЯ: КРИТЕРІЇ МУЗЕАЛІЗАЦІЙНОГО ВІДБОРУ КУЛЬТУРНИХ АРТЕФАКТІВ

А. О. Сошніков

Анотація


В статті концептуально розглянуті критерії музеалізаційного відбору культурних атефактів, обумовлені насамперед тим фактом, що загальні контури культури  задаються і конкретизуються речовим світом. Простір і час життя окремої людини і цілих цивілізацій знаходить своє втілення в речах. Будь-яка річ у культурі – є природно-матеріальний і одночасно культурний об'єкт. Історія передбачає єдність відтворення і розвитку соціальної інформації, довготривале зберігання природних і культурних оригіналів і невпинне створення нових об'єктів, з'єднання традиції та інновації. В цьому історичному процесі були винайдені різні способи зберігання і передачі культурної інформації – системи освіти, бібліотеки, архіви, мистецтво і т. П. Серед них на певному етапі розвитку культури з'являється музей як соціальний інститут, що орієнтує і координує діяльність людей щодо збереження пам'яток минулих епох і передачі знань про них. Збереження –  продовження культурної цінності предмета, порятунок їх для майбутніх поколінь. Найважливіший критерій при відборі того чи іншого предмета для збереження – це «репрезентативність», що складається з «свідоцтва» і «документальності». З одного боку - цінність автентичного свідоцтва, з іншого - виразність предметів в комунікативному контексті. Як додатковий критерій відбору для збереження предмета виступає «достовірність». Колекціонуючи предмети, ми колекціонуємо інформацію. Збереження предметів означає збереження укладеної в них і з ними пов'язаної інформації.

Ключові слова: музеалізація, музей, музейний предмет, річ як предмет культури, артефакт.

 

В статье концептуально рассмотрены критерии музеализацийного отбора культурных атефактив, обусловленые прежде всего тем фактом, что общие контуры культуры задаются и конкретизируются вещественным миром. Пространство и время жизни отдельного человека и целых цивилизаций находит свое воплощение в вещах. Любая вещь в культуре – это природно-материальный и одновременно культурный объект. История предполагает единство воспроизводства и развития социальной информации, долговременное хранение природных и культурных оригиналов и непрерывное создание новых объектов, соединение традиции и инновации. В этом историческом процессе были изобретены различные способы хранения и передачи культурной информации – системы образования, библиотеки, архивы, искусство и прочее. Среди них на определенном этапе развития культуры появляется музей как социальный институт, ориентирует и координирует деятельность людей по сохранению памятников прошлых эпох и передачи знаний о них. Сохранение – продолжение культурной ценности предмета, спасение их для будущих поколений. Важнейший критерий при отборе того или иного предмета для сохранения - это «репрезентативность», состоящий из «свидетельства» и «документальности». С одной стороны – ценность подлинного свидетельства, с другой – ввыразительность предметов в коммуникативном контексте. Как дополнительный критерий отбора для сохранения предмета выступает «достоверность». Коллекционируя предметы, мы коллекционируем информацию. Сохранение предметов означает сохранение заключенной в них и с ними связанной информации.

Ключевые слова: музеализация, музей, музейный предмет, вещь как предмет культуры, артефакт.

 

The article conceptually considers the criteria of the museum selection of cultural athefaktiv, due primarily to the fact that the general contours of culture are specified and specified by the material world. The space and time of life of an individual and entire civilizations finds their embodiment in things. Any thing in culture is a natural-material and at the same time cultural object. History assumes the unity of reproduction and development of social information, the long-term storage of natural and cultural originals and the continuous creation of new objects, the combination of tradition and innovation. In this historical process, various ways of storing and transmitting cultural information-educational systems, libraries, archives, art, etc., were invented. Among them, at a certain stage in the development of culture, the museum appears as a social institution, orientates and coordinates the activities of people to preserve the monuments of past eras and transfer knowledge about them. Preservation is the continuation of the cultural value of the object, saving them for future generations. The most important criterion in the selection of an object for preservation is "representativeness", consisting of "evidence" and "documentary". On the one hand - the value of the true testimony, on the other - the expressiveness of subjects in a communicative context. As an additional selection criterion for the preservation of the object is "reliability". Collecting items, we collect information. Preservation of objects means the preservation of the information contained in them and with them related information.

Key words: museum, museum, museum, thing as a subject of culture, artifact.

 


Повний текст:

PDF

Посилання


Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. – М.: Рудомино, 1995. – 168 с.

Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. – СПб.: Петрополис, 2001. – 224 с.

Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие: Статьи и выступления – М.: Республика, 1993. – С. 63-176.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1064718

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.