АКТУАЛІЗАЦІЯ ПРОБЛЕМИ САМООСВІТИ ОСОБИСТОСТІ В ІНФОРМАЦІЙНОМУ СУСПІЛЬСТВІ

О. В. Бурлука

Анотація


 

В інформаційному суспільстві підвищується значущість самоосвіта особистості,  оскільки освоєння сукупності інформації, знань, можливо, лише в індивідуальній формі, на основі вільного вибору, відповідно до інтересів особистості. Самоосвіта як важливий чинник отримання і поповнення запасу знання, самовдосконалення особистості в професійній і непрофесійній сферах, розвитку соціуму стає індивідуальною і громадською цінністю. Процес самоосвіти значно заглиблюється й знаходить нові риси, відрізняється новим рівнем і мірою організованості і функціонування. Відбувається інтеграція всіх технологій що домінували в ході історичного розвитку, і актуалізація їх потенціалу в нових умовах. Інформаційні і комунікативні засоби об’єднали технологію самоосвітнього читання із застосуванням різних текстів  з комунікативною технологією як діалог з реальним опонентом за допомогою мережевих засобів. Комунікативна стратегія самоосвіти проявляється в здатності людини співвідносити свої спрямування з інтересами інших людей і соціальних груп; залучати інших людей і соціальні інститути до рішення нагальних завдань. В інформаційному суспільстві соціоцентрична стратегія самоосвіти, пройшовши тривалий еволюційний шлях трансформується в стратегію індивідоцентризма. Самоосвіта в сьогоденні значима інтеграційна міра сформованості узагальнених характеристик особистості, що сприяє її самопізнанню, самовихованню, самовдосконаленню і на цьому тлі самореалізації.

Ключові слова: самоосвіта особистості, самоосвітня активність, стратегії самоосвіти, технології самоосвіти, інформаційне суспільство, інформаційні технології, самопізнання, самовиховання, самовдосконалення, самореалізація.

 

В информационном обществе повышается значимость самообразование личности,  поскольку освоение совокупности информации, знаний, возможно, лишь в индивидуальной форме, на основе свободного выбора, в соответствии с интересами личности. Самообразование как важный фактор получения и пополнения запаса знания, самосовершенствования личности в профессиональной и непрофессиональной сферах, развития социума становится индивидуальной и общественной ценностью. Процесс самообразования значительно углубляется и находит новые черты, отличается новым уровнем и мерой организованности и функционирования. Происходит интеграция всех технологий, которые доминировали в ходе исторического развития, и актуализация их потенциала в новых условиях. Информационные и коммуникативные средства объединили технологию самообразовательного чтения с применением разных текстов  с коммуникативной технологией как диалог с реальным оппонентом с помощью сетевых средств. Коммуникативная стратегия самообразования проявляется в способности человека соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; привлекать других людей и социальные институты к решению неотложных заданий. В информационном обществе социоцентричная стратегия самообразования, пройдя длительный эволюционный путь трансформируется в стратегию індивідоцентризма. Самообразование в нынешнем времени значимая интеграционная мера сформированности обобщенных характеристик личности, которая способствует ее самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и на этом фоне самореализации.

Ключевые слова: самообразование личности, самообразовательная активность, самообразовательная деятельность, стратеги самообразования, технологии самообразования, информационное общество, информационные технологии, самопознания, самовоспитания, самосовершенствования, самореализация.

 

In informative society work becomes the basic type of activity of most people with information, therefore the self-education of personality obtains status of leading type of activity. His meaningfulness rises, as mastering of totality of information, knowledge, maybe, only in an individual form, on the basis of free choice, in accordance with interests of personality. Self-education as important factor of receipt and addition to the supply of knowledge, self-perfections of personality in professional and amateurish spheres, development of society becomes an individual and public value. The process of self-education considerably deepens and finds new lines, differs in a new level and measure of good organization and functioning. here is integration of all technologies that prevailed during historical development, and actualization of their potential in new terms. Informative and communicative facilities united technology of the self-education reading with the use of different texts with communicative technology as a dialogue with the real opponent by means of network facilities. Communicative strategy of self-education shows up in ability of man to correlate the aspirations with interests of other people and task forces; to bring over other people and social institutes to the decision of urgent tasks. There is society center strategy of self-education in informative society, passing the protracted evolutional way transformed in strategy of  individual center. Self-education in present time meaningful integration measure of formed of the generalized descriptions of personality, that assists her self-knowledge, self-education, self-perfection and on this background of self-realization.

Keywords: self-education of personality, self-education activity, strategies of self-education, technologies of self-education, informative society, information technologies, self-knowledges, self-educations, self-perfections, self-realization.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бурлука Е.В. Самообразование личности как социально-педагогическая проблема. Монография – Х.: ЧПИ «Новое слово», 2008. – 180 с.

Вишневская Л.П., Вишневская Г.В. Самообразование как психологопедагогическая проблема //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского, 2009 – № 12 (16) – С.156 – 158.

Климова Т.Е., Юревич С.Н. Самообразование в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров – Вып. № 1 (14), 2013. – С. 10 – 15.

Корвяков В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В. Корвяков – М.: Университетская книга, 2006. – 140 с.

Миняева Н.М. Проблема актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в университетском образовании // Вестник Ориенбургского государственного университета. – Вып. № 5 (154), 2013 – С. 72 – 75.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – С. 341.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1300226

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.