ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОПТИМИСТИЧЕСКИМ АТРИБУТИВНЫМ СТИЛЕМ
Анотація
В статье соотносятся понятия эмоциональной и волевой регуляции деятельности, эмоционального интеллекта. Показана взаимосвязь этих трех явлений и их влияние на учебную деятельность студентов. Проверяется гипотеза о специфике проявления эмоциональной и волевой регуляции, а также эмоционального интеллекта в учебной деятельности у студентов с разными уровнями оптимистического атрибутивного стиля.
Ключевые слова: эмоциональная регуляция, волевая регуляция, эмоциональный интеллект, учебная деятельность студентов, оптимистический атрибутивный стиль, уровни оптимизма.
У статті співвідносяться поняття емоційної і вольової регуляції діяльності, емоційного інтелекту. Показаний взаємозв'язок цих трьох явищ та їх вплив на навчальну діяльність студентів. Перевіряється гіпотеза про специфіку прояву емоційної і вольової регуляції, а також емоційного інтелекту в навчальній діяльності у студентів з різними рівнями оптимістичного атрибутивного стилю.
Ключові слова: емоційна регуляція, вольова регуляція, емоційний інтелект, навчальна діяльність студентів, оптимістичний атрибутивний стиль, рівні оптимізму.
The concepts of the emotional and volitional adjusting of activity, emotional intellect are correlated in the article. Intercommunication of these three phenomena and their influence are shown on educational activity of students. A hypothesis is checked up about the specific of display of the emotional and volitional adjusting, and also emotional intellect in educational activity for students with the different levels of optimistic attributive style.
Keywords: emotional adjusting, volitional adjusting, emotional intellect, educational activity of students, optimistic attributive style, levels of optimism.
Повний текст:
PDFПосилання
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. —288 с.
Брихцин М. Воля и волевые качества личности / М. Брихцин // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности / Отв. Ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова. — М.: Наука, 1989. — С. 134-144.
Бюлер К. Реакция удовольствия и неудовольствия. Наслаждение, игра, творчество / К. Бюлер // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса. — СПб.: Питер, 2004. —С. 148-155.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 3-28.
Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. — М.: Смысл, 2009. —152 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Гоулман Д.; пер. с англ. — М.: АСТ, 2008. —478 с.
Долгова В.И. Эмпатия. Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. — М.: Изд-во «Перо», 2014. —185 с.
Зверьков А.В., Эйдман Е.В. Исследование волевой саморегуляции [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://psytests.org/emotional/volsam.html
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. —208 с. — (Серия «Учебное пособие»).
Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с. — (Серия «Мастера психологии»).
Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
Калин В.К. На путях построения теории воли / В.К. Калин // Психологический журнал. — 1989. — Том 10. —№2. — С. 46-56.
Канеман Д. Думай медленно... решай быстро / Канеман Д.; пер. с англ. — М.: Изд-во АСТ, 2015. —653 с.
Козуб Я.В. Эмоциональное отношение к учению у студентов с разными видами мотивационной регуляции деятельности / Я.В. Козуб, М.А. Кузнецов // Науковий Вісник Херсонського державного університету. Серія Психологічні науки. — 2015. — Вип. 6. — С. 86-93.
Кузнєцов М.А. Закономірності функціонування емоційної пам'яті в мовній діяльності / М.А. Кузнєцов // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 28. — Х.: ХНПУ, 2008. — С. 70-80.
Кузнєцов М.А. Закономірності функціонування емоційної пам'яті в професійній діяльності акторів / М.А. Кузнєцов М.А., О.В. Кузьменко // Вісник ХНПУ імені Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 32. —Х.: ХНПУ, 2009. — С. 136-144.
Кузнєцов М.А. Емоційне вигоряння вчителів: основні закономірності ди-наміки / М.А. Кузнєцов, О.В. Грицук. — Х.: ХНПУ, 2011. —206 с.
Кузнєцов М.А. Студентські страхи: Види, структура, динаміка та шляхи корекції. Монографія / М.А. Кузнєцов, В.С. Шаповалова. — Х.: Вид-во «Діса плюс», 2016. — 342 с
Кузнецова М.М. Оптимистические установки в психической саморегуляции учебной деятельности студентов как предмет психологического исследования / М.М. Кузнецова // Вісник ХНПУ імені Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 52. —Х.: ХНПУ, 2016. — С. 70-77.
Кэмерон-Бендлер Л. Заложник эмоций. Как спасти вашу эмоциональную жизнь / Кэмерон-Бэндлер Л., Лебо М.; пер. с англ. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. —256 с. — (Сер. «Психотерапия новой волны»).
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт Психологии РАН", 2004. — С. 29-36.
Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психо-метрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт Психологии РАН", 2009. — С. 264-278.
Мартенс Й.-У. Самомотивация. Искусство мотивировать себя / Мартенс Й.-У., Куль Ю.; пер. с нем. — Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2017. —320 с.
Мишел У. Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста / Мишел У.; пер. с англ. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 336 с.
Млодинов Л. (Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением / Млодинов Л.; пер. с англ. — М.: Livebook, 2016. — 360 с.
Никандров В.В. Психология. Учебник / В.В. Никандров. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. —912 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. —20-е изд. —Р.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
Поденко А. В. Взаємозв'язок організаторських здібностей з особистісними характеристиками в юнацькому віці / А.В.Поденко // Вісник ХНПУ імені Г.С. Сковороди. Психологія. —Х.: ХНПУ, 2010. —№ 37. — С. 223-232.
Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров. —М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. —352 с.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Рейковский Я.; пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979. —392 с.
Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / Селигман М.; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2015. —338 с.
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе/ Е.О. Смирнова // Хрестоматия по детской психологии: учебное пособие / Ред. Г.В. Бурменская. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 213-228.
Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 128 с. — (Психологические технологии).
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части I и II. Дневник
Фоменко К.І. Губристична мотивація оптимістів та песиміс-тів / К.І. Фоменко, М.М. Кузнєцова // Вісник ХНПУ імені Г.С. Сковороди. Психо-логія. Вип. 53. —Х.: ХНПУ, 2016. —С. 256-264.
Фоменко К.І. Атрибутивні особливості губристичної мотивації особистості майбутніх психологів // Вісник Одеського національного університету. Серія «Психологія». — Т.18. — вип.. 4(30), 2013. — С. 292-299.
Форуард С. Эмоциональный шантаж / Форуард С.; пер. с англ. — М.: АСТ, АСТ Москва, 2005. — 320 с.
Хомуленко Т.Б. Губристическая мотивация личности студентов / Т.Б. Хомуленко, К.І. Фоменко // Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Отв. ред. Т.Б. Хомуленко, М.А. Кузнецов. — Х.: ХНПУ им. Г.С. Сковороды, 2012. — С. 222-237.
Хомуленко Т.Б. Губристична мотивація у структурі кар’єрної спрямованості особистості / Т.Б. Хомуленко, К.І. Фоменко. — Вісник ХНПУ імені Г.С. Ско-вороди. Психологія. —№ 51. — Х.: ХНПУ, 2015. — С. 256- 266.
Хомуленко Т.Б. Розвиток організаторських здібностей як компетентності майбутнього спеціаліста: діяльнісний підхід / Т.Б. Хомуленко, А.В. Поденко. — Психологія професійної безпеки: технології конструктивного самозбереження особистості: колективна монографія / За ред. проф. Ж. Вірної. — Луцьк: Вежа-Друк, 2015. —С. 421-440.
Хомуленко Т.Б. Теоретичні та практичні аспекти дослідження іміджу / Т.Б. Хомуленко, Ю.Г. Падафет, О.В. Скориніна. — Х.: Видавництво “ІНЖЕК”, 2005. —272 с.
Шапиро Д. Автономия и ригидная личность / Шапиро Д.; пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2009. — 160 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / Экман П.; пер. с англ. — СПб.: Питер, 2010. — 334 с. — (Серия «Сам себе психолог»).
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.