ОСНОВНІ ПІДХОДИ ДО АНАЛІЗУ ЗАКОНОМІРНОСТЕЙ ЕМОЦІЙНО-ВОЛЬОВОЇ РЕГУЛЯЦІЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ
Анотація
У статті представлений теоретичний аналіз закономірностей емоційно-вольової регуляції діяльності людини. Розкрито поєднання сильної волі з певним рівнем емоційності, а також вміння особистості організувати свою психічну діяльність і спрямувати її. Показаний взаємозв’язок емоційних і вольових аспектів регуляції діяльності людини. Виявлено властивість особистості, від якої залежить дієвість мислення, почуття та активність здійснюваних практичних дій і вчинків.
Ключові слова: воля, вольова регуляція, емоції, емоціональна регуляція, емоційно-вольова регуляція, психологічна регуляція, практична діяльність людини.
В статье представлен теоретический анализ закономерностей эмоционально-волевой регуляции деятельности человека. Раскрыто сочетание сильной воли с определенным уровнем эмоциональности, а также умение личности организовывать свою психическую деятельность и направлять её. Показана взаимосвязь эмоциональных и волевых качеств регуляции деятельности человека. Выявлено свойство личности, от которого зависит действенность мышления, чувства и активность осуществляемых практических действий и поступков.
Ключевые слова: воля, волевая регуляция, эмоции, эмоциональная регуляция, эмоционально-волевая регуляция, психологическая регуляция, практическая деятельность человека.
The article presents a theoretical analysis of patterns of emotionally-volitional regulation of human activities. Reveals a combination of strong will with a certain level of emotion and personality skills to organize their mental activity and send it. Relationship emotional and volitional aspects of the regulation of human activities. Found property of the individual, which determines the efficacy of thinking, feeling and activity undertaken practical actions and deeds.
Keywords: will, volitional regulation, emotion, emotional regulation, emotionally-volitional regulation, regulation of psychological, practical human activity.
Повний текст:
PDFПосилання
Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1982. — С. 92-98.
Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. — СПб.: Алетейя, 2007. — 544 с.
Баришина А.Р. Историческая представленность категории «свобода» и «волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии / А.Р. Баришина, В.А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. Том II (психолого-педагогические науки). — 2014. — №4. — С. 214-222.
Быков А.В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие А.В. Быков, Т.Н. Шульга. — М: Изд-во УРАО, 1999. — 168 с.
Гиляровский А. Руководство к изучению психологии / А. Гиляровский. —М., 1894. — 252 с.
Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие / П.С. Гуревич. — М.: Знание, 1999. — 304 с.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — М.: УРАО, 1998. — 144 с.
Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. — СПб: Питер, 1999. — 464 с.
Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2009. — 368 с.
Ильин Е.П. Емоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К. Калин // эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Всесоюз. конф. молодых ученых, 3-5 нояб. 1983 г.: Тез. — Симферополь, 1983. — С. 101-107.
Кузнєцов М.А. Воля / М.А. Кузнєцов // Психологія: підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред. І.Ф. Прокопенка. – Х.: Фоліо, 2012. – С. 544-570.
Кузнєцов М.А. Вольова регуляція особистості: основні закономірності, етапи і механізми / М.А. Кузнєцов // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 43. Ч. І. — Х.: ХНПУ, 2012. — С. 110-128.
Кузнецов М.А. Эмоционально-волевая регуляция спортивно-художественной деятельности в подростковом возрасте / М.А. Кузнецов, И.В.Полилуева // Тези доповідей Міжнародної науково-практичної конференції «Харківська школа психології: спадщина і сучасна наука» (19-20 жовтня 2012 року). — Х.: ХНПУ, 2012. — С. 135-136.
Кузнєцов М.А. Емоційно-вольові та особистісні особливості впевненої поведінки / М.А. Кузнєцов, Я.А. Особливець // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 46. Ч. І. — Х.: ХНПУ, 2013. — С. 96-109.
Курс психологии. Под ред. М.В.Гамезо.-М., 1967.с.209.
Лавров Б.В. Курс психологии (для гимназии и самовоспитание). Нижний Новгород 1912-205с.
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. — М.: Наука, 1973. — 661 с.
Петровский А.В. Психология. Учебник для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001. — 512 с.
Психология: учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. М : ФиС, 1984. — 255 с.
Психология: учебник / Под ред. В.М. Аллахвердова. — М., 2004. — 752 с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. — М.: Учпедгиз, 1958. — 413 с.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебн. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М., 1995. — 384 с.
Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы / Б.М. Теплов. — М.: Учпедгиз, 1951. — 264 с.
Хомуленко Т.Б. Наукові підходи до дослідження когнітивної саморегуляції студентів / Т.Б. Хомуленко // Вісник ХНПУ ім. Г.С. Сковороди. Психологія. Вип. 15. — Ч. 2. — Х.: ХНПУ, 2005. — С. 170-176.
Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности игры функционирования в социальном взаимодействии) / М.В. Чумаков. — Курган: Изд-во Курганск. гос. ун-та, 2007. — 214 с.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.44747
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.