ВПЛИВ РІЗНИХ РУХОВИХ РЕЖИМІВ НА ФІЗИЧНУ ПРАЦЕЗДАТНІСТЬ СТУДЕНТІВ ВПРОДОВЖ НАВЧАЛЬНОГО РОКУ

Т. Є. Комісова, Л. П. Коваленко, А. В. Мамотенко

Анотація


Вивчені особливості динаміки фізичної працездатності у студентів, що мають різні рухові режими протягом навчального року. Досліджені функціональний стан організму студентів за показниками серцево-судинної системи, регуляторні можливості регуляції системи кровообігу за визначенням ортостатичної стійкості та динаміка фізичної працездатності. У результаті проведеного дослідження встановлено, що функціональний стан активності серцево-судинної системи за визначеними показниками знаходиться на одному рівні та практично не змінюється протягом навчального року у студентів з різними руховими режимами. Досконаліші механізми регуляції системи кровообігу мають студенти, що відвідують спортивні секції, на відміну від студентів, які не займаються спортом, про що свідчить тип реакції на ортостатичну пробу. У студентів, які систематично займаються спортом, рівень фізичної працездатності статистично значимо вищий у порівнянні зі корелює з рівнем фізичної працездатності, доцільно рекомендувати заняття спортом студентам гуманітарних спеціальностей, як засіб підвищення функціонального стану всіх систем організму та підсилення адаптаційних можливостей.

Ключові слова: фізична працездатність, руховий режим, функціональний стан.

 

The features of the dynamics of physical working capacity of students with various physical activity regimes during their academic year were studied. The functional state of the bodies of students, according to the parameters of the cardiovascular system, the regulatory capabilities of the regulation of the blood circulatory system, according to certain indicators of orthostatic stability, and the dynamics of physical working capacity were analysed. As a result of the conducted research, it is established that the functional state of the cardiovascular system of students of both groups is at the same level and practically does not change during the academic year. Students attending sports sections have improved mechanisms of regulation of blood circulation, unlike the students, who do not go in for sports which has been proven by the type of reaction to the orthostatic test. Students who regularly take up sports have the level of physical working capacity, which is significantly higher than that of students with a sedentary lifestyle. Considering the fact, that the level of health is correlated with the level of physical working capacity, it is advisable to recommend sports for students of humanitarian specialties, as a way to improve the functional state of all body systems and enhance adaptive capabilities.

Key words: physical working capacity, physical activity regime, functional state.

Изучены особенности динамики физической работоспособности у студентов с разными двигательными режимами на протяжении учебного года. Исследованы функциональное состояние организма студентов по показателям сердечно-сосудистой системы, регуляторные возможности регуляции системы кровообращения за определенными показателями по определению ортостатической устойчивости и динамика физической работоспособности. В результате проведенного исследования установлено, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы находится на одном уровне и практически не изменяется на протяжении учебного года у студентов обеих групп. Более совершенные механизмы регуляции кровообращения имеют студенты, посещающие спортивные секции, в отличии от студентов, которые не занимаются спортом, о чем свидетельствует тип реакции на ортостатическую пробу. У студентов, систематически занимающихся спортом, уровень физической работоспособности достоверно выше в сравнении со студентами, ведущими малоподвижный образ жизни. Учитывая, что уровень здоровья корелирует с уровнем физической работоспособности, целесообразно рекомендовать занятие спортом студентам гуманитарных специальностей, как способ повышения функционального состояния всех систем организма и усиление адаптационных возможностей.

Ключевые слова: физическая работоспособность, двигательный режим, функциональное состояние.


Повний текст:

PDF

Посилання


Горелов А.А., Лях В.И., Румба О.Г. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодѐжи оптимальными двигательными режимами. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2010. №9 (67). С. 29–33.

Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. С. 135–140.

Кучеренко М.В., Мавропуло О.С. Физические упражнения в повышении работоспособности человека. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1571/18167.

Огудина А.С. Динамика физической работоспособности студентов педагогического института. Проблемы физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодежи. Гомель: ГТУ. 1983. С.75−78.

Линник М.А. Сравнительный анализ изменения показателей сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и сенсорной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности 03.00.13 – физиология Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук: спец. 03.00.13 «Физиология». Тюмень. 2005. 19 с.

Левушкин С.П. Сонькин В.Д. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания. Физиология человека Издательство: Федеральное государственное унитарное предприятие "Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука" (Москва) ISSN: 0131-1646. – 2009. Т. 35. №1. С. 67–74.

Сорванов В.А. Поиск способов измерения специальной выносливости. Теория и практика физической культуры. 2005. №1. С.49–53.

Фурман Ю.М., Бекас Р.О. Вікові особливості рівня фізичного здоров’я молоді 12-24 років і його корекція різними режимами. Вісник морфології. 2000. Т.6. №1. С.117−118.

Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов. Современные исследования социальных проблем. 2011. №1(05). С.74–77.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1108635

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.