РОЗВИТОК БУДІВНИЦТВА ГУЖОВИХ ДОРІГ У НАДДНІПРЯНСЬКІЙ УКРАЇНІ В ХІХ – НА ПОЧАТКУ ХХ СТОРІЧЧЯ

М. В. Андрієнко

Анотація


У статті досліджується становлення та розвиток дорожнього будівництва у Наддніпрянській Україні як надзвичайно складний і динамічний процес не тільки створення української економічної інфраструктури, але й соціокультурного розвитку українського суспільства. Аналізується ефективність вирішення державою та українськими земствами основних проблем пов’язаних з будівництвом та ремонтом сухопутних доріг в українських губерніях. Простежено вплив гужових доріг та гужового транспорту на соціально-економічний розвиток Наддніпрянської України, господарчу діяльність та побутове життя українського населення протягом ХІХ – початку ХХ ст.

Ключові слова: Наддніпрянська Україна, дорожнє будівництво, гужовий транспорт, сухопутні дороги, українські земства, дорожня інфраструктура України, соціально-економічний розвиток.

 

В статье исследуется становление и развитие дорожного строительства в Надднепровской Украине как чрезвычайно сложный и динамический процесс не только создания украинской экономической инфраструктуры, но и социокультурного развития украинского общества. Анализируется эффективность решения государством и украинскими земствами основных проблем связанных со строительством и ремонтом сухопутных дорог в украинских губерниях. Прослежено влияние гужевых дорог и гужевого транспорта на социально-экономическое развитие Надднепровской Украины, хозяйственную деятельность и бытовую жизнь украинского населения на протяжении ХІХ – начала ХХ ст.

Ключевые слова: Надднепровская Украина, дорожное строительство, гужевой транспорт, сухопутные дороги, украинские земства, дорожная инфраструктура Украины, социально-экономическое развитие.

 

The article examines the emergence and development of road construction in Naddnieprianskaia Ukraine during XIX - early XX century as an extremely complex and dynamic process, not only the creation of Ukrainian economic infrastructure, and socio-cultural development of the Ukrainian society. In the socio-economic development of Naddnieprianskaia Ukraine this period was an important milestone in the development of a road case, when the Russian Empire was to create a single centralized body and formed a new structure of management of construction land routes connection. We analyze the efficiency of the decision by the state and Ukrainian zemstvs main problems associated with the construction and repair of land roads in the Ukrainian provinces. On concrete examples clearly show that the problem of constant development of road infrastructure in Ukraine, organization of road construction and repair work, strengthening the material-technical base of the road works, the security personnel of road construction engineers and technicians have always been leading in the sphere of activity of the Russian state, and constantly in Ukrainian zemstvoes sight. The effect of the carriage roads and horse-drawn transport to economic and social development of Naddnieprianskaia Ukraine, economic activity and consumer life of the Ukrainian population during the XIX - early XX century.

Keywords: Naddnieprianskaia Ukraine, roads, horse-drawn transport, land roads Ukrainian zemstvo, road infrastructure in Ukraine, social and economic development.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бабков В. Ф. Развитие техники дорожного строительства / В.Ф. Бабков. ‒ М.: Транспорт, 1988. ‒ 272 с.

Багалей Д.И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Т. 2. ХIX-й и начало ХХ-го века / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. ‒ Х.: Харьковская книжная фабрика им. М. В. Фрунзе, 1993. – 958 с.

Винокуров Н. Дорожное дело в харьковской губернии / Н. Винокуров // Хозяйство Харьковщины. – 1923. − № 1 (февраль). – С. 12–17.

Военно-статистическое обозрение Российской империи. Харьковская губерния. – СПб.: Департамент Генерального Штаба, 1891. – 383 с.

Волков Ф. К. Этнографические особенности украинского народа / Ф. К. Волков // Украинский народ в его прошлом и настоящем. – Пг: Тип. т-ва «Общественная польза», 1916. – Т. 2. – С. 455–647.

Данные о положении дорожного дела в Черниговской губернии. ‒ Чернигов: Издание Чернигов. губ. зем. управы, 1911.– 123 с.

Деятельность сельскохозяйственных обществ по исправлению дорог // Известия Главного управления Землеустройства и Земледелия. – 1905. – № 48. – С. 10–11.

Доклад Ахтырскому Очередному уездному земскому собранию 1914 года. По дорожному отделу. ‒ Ахтырка: Б.и., 1914. ‒199 с.

Доклад управы о мерах содействия ремонту дорог //Журналы Черниговского губернского земского собрания очередной сессии, состоявшейся 10-22 января 1898 года. – Чернигов: Зем.тип.,1899. – С. 350–406.

Доклады губернской земской управы второму очередному губернскому земскому собранию 1912 года по дорожному делу. – К.: Тип. П.Т. Корчак-Новицкого, 1913. – С. 88–89.

Ежегодник МВД. Год шестой 1912. ‒ СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1913. – 717 с.

Журнал Совещания о нуждах дорожного строительства. − СПб.: Тип. МВД, 1915. – 211 с.

Журналы Волынского губернского комитета по делам дорожного строительства. – Житомир: Тип. т-ва «Н.А. Бродович», 1914. – 91 с.

Зворыкин Д. Н. Развитие строительной науки в СССР / Д. Н. Зворыкин.‒ М.: Стройиздат, 1981. ‒ 193 с.

Земства на Украине. Сборник документов и материалов. ‒ К.: Изд-во Акад. наук УССР, 1961. ‒ 397 с.

К вопросу об организации земской помощи строительству дорог. – Чернигов: Издание Черниг. губ. зем. управы, 1912. – 159с.

Кудрявцев А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (дооктябрьский период) / А. С. Кудрявцев. – М.: Дориздат, 1951. – 329 с.

Лихорадова И. Н. Развитие дорожного строительства на рубеже XIX–XX веков / И. Н. Лихорадова, А. А. Пономаренко // Научный альманах.Гуманитарные дисциплины ‒ Воронеж, 2001.‒ № 2. – С.11–12.

Маслов М. П. Розвиток кустарного стельмарства в Україні у другій половині ХІХ – першій третині ХХ ст. / М. П. Маслов // Історія та географія: Зб. наук. пр. Харк. нац. пед. ун-ту ім. Г. С. Сковороди. – Х.: Планета-Прінт, 2008. – №33. – С. 63–71.

Материалы по статистике Российской империи. ‒ СПб.: Тип. ЦСК МВД., 1912. ‒ 338 с.

Народное хозяйство в России. ‒ М.: Изд-во Русский книжник, 1912. ‒ 129 с.

Обзор деятельности земств по развитию земледелия, промышленности и торговли. ‒ Спб.: Изд-во ГУЗ и З, 1914. ‒ Т.5. ‒ 255 с.

Обзор экономического положения России в сельскохозяйственном и промышленном отношении. – СПб.: Тип. С.Т. Цветков, 1899. – 121 с.

Отчеты Харьковской губернской земской управы за 1907 год по оценочно-статистическому отделу. – Х.: Тип.губ. правления, 1908. –56 с.

Сардаров А. С. Архитектура автомобильных дорог / А. С. Сардаров [2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Транспорт, 1993. – 272 с.

Сардаров А. С. Книга о дорогах. Дороги в человеческой цивилизации и культуре /А. С. Сардаров. – Минск: Арт-дизайн, 2000. – 190 с.

Слобожанин М. Из истории и опыта земских учреждений в России / М. Слобожанин. – СПб.: Жизнь для всех, 1913. – 551 с.

Трубчанінов М.А. Ринкова еволюція селянського господарства Харківської губернії другої половини ХІХ – початку ХХ ст. / М. А. Трубчанінов // Історія та географія: Зб. наук. пр. Харк. нац. пед. ун-ту ім. Г. С. Сковороди. –Х.: Майдан, 2006. – № 21 – 22. – С. 11–15.

Улитин В. В. Становление и развитие сухопутных дорог России и структуры их государственного управления с древнейших времен до начала XX века / В. В. Утилин, С. Г. Иоффе. – Минск: УО РУЦ «Белдорстрой», 2009. –26 с.

Экономическая география России. ‒ Пг.: Изд-во.П. Луковникова, 1915. – 341 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.34401

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.