НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Анотація
В статье рассмотрены функции и инвариантные характеристики научно-профессионального дискурса, а также обоснована возможность его существования в двух режимах – on-line і off-line. Автор ставит дискуссионный вопрос о том, в каком из данных режимов представлены исходные синтаксические модели, соотносимые с когнитивными структурами представления знаний, и приходит к выводу о первичности режима on-line.
Ключевые слова: научно-профессиональный дискурс, инвариантные характеристики, режимы on-line и off-line, когнитивная структура, исходная синтаксическая модель.
У статті розглянуто функції та інваріантні характеристики науково-професійного дискурсу, а також обґрунтовано можливість його існування у двох режимах – on-line і off-line. Автор ставить дискусійне питання про те, у якому режимі представлені вихідні синтаксичні моделі, що співвідносяться з когнітивними структурами презентації знань, властивими науково-професійному дискурсу, і доходить висновку про первинність режиму on-line.
Ключові слова: науково-професійний дискурс, інваріантні характеристики, режими on-line і off-line, когнітивна структура, вихідна синтаксична модель.
The paper proposes a multi-faceted analysis of the difference in scientific professional discourse: oral vs written. The aim of this study is the functions and invariant characteristics of the scientific professional discourse in two modes of existence – on-line and off-line. The author pays special attention to the current cognitive linguistics terminology, as well as general characteristics and the invariant features of scientific professional discourse in the on-line and off-line modes. The author raises a controversial question of whether spontaneous spoken (on-line) or written (off-line) mode better reflects initial syntax models which correlate with cognitive structures of knowledge representation which are typical for scientific professional discourse, and concludes that the on-line mode comes first. Prioritizing the study of scientific professional discourse in the online mode has a theoretical significance to explain the mechanisms of text generation in its natural, original form and a practical orientation to ensure successful communication in the classroom.
Key words: scientific professional discourse, invariant characteristics, the on-line and off-line modes, cognitive structure, initial syntax model.
Повний текст:
PDFПосилання
Долинин К. А. Стилистика французского языка / К. А. Долинин. – М.: Просвещение, 1987.
Земская Е. А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь / Е. А. Земская. – М. : Языки слав. культуры, 2004.
Кибрик А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дис. докт. филол. наук: 10.02.19 / Ин-т языкозн. РАН. – М, 2003.
Кибрик А. А. От составителей: когнитивная лингвистика – в поисках единства / А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика. – М. : Языки слав. культуры, 2015. – С. 21-28.
Линелл П. Письменноязыковая предвзятость лингвистики как научной отрасли / П. Линелл // Studia linguistica cognitiva. Вып. 2. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 153-191.
Палатовская Е. В. О статусе предложения в устном научном дискурсе: экспериментальное исследование / Е. В. Палатовская // Мовні і концептуальні картини світу: Зб. наук. праць. Вип. 48. –
К. : ВПЦ «Київськ. ун-т». – С.321-332.
Палатовская Е. В. Синтаксис мини-лекций в режиме онлайн/ Е. В. Палатовская // Вісник Харк. нац. ун-ту ім. В.Н. Каразіна. – № 1152. Сер. Філологія. – Вип. 72. – Харків, 2015. – С. 151-155.
Фонетика спонтанной речи / Под ред. Н. Д. Светозаровой. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.165087
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.