ПРИВАТНА БЛАГОДІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ ТА ДОБРОЧИННА ДОПОМОГА ЯК ЗАСІБ СТИМУЛЮВАННЯ ДІЯЛЬНОСТІ ВЧИТЕЛЯ В УКРАЇНІ (ДРУГА ПОЛОВИНА ХІХ – ПОЧАТОК ХХ СТОЛІТТЯ)
Анотація
У статті доведено, що важливу роль у стимулюванні діяльності вчителя в Україні в другій половині ХІХ – на початку ХХ століття відігравала приватна благодійна діяльність та доброчинна допомога приватних осіб та асоціацій різного типу та спрямування. Установлено, що вільні громадські організації, що були засновані наприкінці ХІХ століття та функціонували у Києві, Харкові та ін. містах, надавали незаможним учителям (колишнім і працюючим) грошову та інші види допомоги. Виявлено, що важливу роль у стимулюванні діяльності вчителя відігравали київські товариства, такі як-от: Київське Товариство грамотності, при якому було відкрито Довідкове бюро, Товариство взаємної допомоги працюючим та колишнім учителям початкових народних училищ Київської губернії, Київська обласна професійна учительська Спілка тощо. З’ясовано, що серед харківських асоціацій благочинну допомогу працівникам на ниві освіти надавали – Харківське товариство викладачів, до складу якого входили лише викладачі середніх навчальних закладів – гімназій, Харківське Товариство взаємодопомоги вчителів і вихователів, з ініціативою створення якого виступив вчитель Харківського реального училища І. Власовський. Діяльність цих товариств сприяла підвищенню матеріального добробуту та зростанню професійного рівня вчителів.
Ключові слова: приватна благодійність, доброчинна допомога, стимулювання, діяльність, вчитель, Україна.
В статье доказано, что важную роль в стимулировании деятельности учителя в Украине во второй половине XIX – начале ХХ века играла частная благотворительная деятельность и благотворительная помощь частных лиц и ассоциаций различного типа и направления. Установлено, что свободные общественные организации, которые были основаны в конце XIX века и функционировали в Киеве, Харькове и др. городах, оказывали малоимущим учителям (бывшим и работающим) денежную и другие виды помощи. Выявлено, что важную роль в стимулировании деятельности учителя играли киевские общества, такие как: Киевское Общество грамотности, прикотором было открыто Справочное бюро, Общество взаимной помощи работающим и бывшим учителям начальных народных училищ Киевской губернии, Киевский областной профессиональный учительский Союз и др. Установлено, что среди харьковских ассоциаций благотворительную помощь работникам на ниве образования оказывали – Харьковское общество преподавателей, в состав которого входили только преподаватели средних учебных заведений – гимназий, Харьковское Общество взаимопомощи учителей и воспитателей, с инициативой создания которого выступил учитель Харьковского реального училища И. Власовский. Деятельность этих обществ способствовала повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня учителей.
Ключевые слова: частная благотворительность, благотворительная помощь, стимулирование, деятельность, учитель, Украина.
The article proves that private charitable activities and voluntary assistance of individuals and associations of different types and focus were important for stimulating the teachers’ work in Ukraine in the second half of the XIXth – at the beginning of the XXth century. It has been established that free public organizations that were found at the end of the XIXth century and functioned in Kyiv, Kharkiv and other cities provided money and other types of assistance to poor teachers (former and in work). It has been revealed that Kyiv societies were important for stimulating the teachers’ work. They were the Kyiv Literacy Society, where an information desk was found, the Society of mutual assistance to teachers in work and former ones of elementary public schools of the Kyiv Province, Kyiv Regional Professional Teaching Union and others like that. It has been determined that some Kharkiv associations also provided voluntary assistance to workers in the field of education. They were the Kharkiv Association of Teachers, which included only secondary school teachers, the Kharkiv Society of Mutual Assistance to Teachers, the foundation of which was initiated by the teacher of the Kharkiv Nonclassical Secondary School I. Vlasovsky. The activity of these societies contributed to improving the material well-being and raising teachers’ professional level.
Key word: private charity, charity, stimulation, activity, teacher, Ukraine.
Повний текст:
PDFПосилання
Багалей Д. И. Миллер Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й год): Истор. Мон. В 2-х т. Т.2. (ХІХ-й и нач. ХХ-го века) / Д. И. Багалей, Д. И. Миллер. – Харьков: Репр. изд., 2004. – 982 с.
Березівська Л. Проблема народного вчителя в діяльності Київських просвітницьких організаціях (кінець ХІХ – початок ХХ ст.) / Л. Березівська // Рідна школа, 1998. – №2. – С.65-68.
Друганова О. М. Приватна ініціатива в освіті України (історично-педагогічний аспект): Монографія / О. М. Друганова. – Харків: ДИВО, 2008. – 556 с.
Карпенко С. Современные мысли и предложения о совместном обогащении, просвещении, прочном образовании и благонадежном воспитании народными средствами, не обременяющими правительство / С. Карпенко. – СПб.: В тип. имп. акад. наук, 1860. – 70 с.
Максимов Е. Д. Законодательные вопросы общественного попечения о бедных / Е. Д. Максимов // Вестник благотворительности. – 1897. – №6. – С. 22 – 26.
Нову школу збудує новий вчитель [Електронний ресурс] // Освіта. – 2016. – Режим доступу до ресурсу: http://www.npu.edu.ua/ua/interv-iu/4068-novu-shkolu-zbuduie-novyi-vchytel
Отчет общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Киевской губернии. Год 3-й. К.: Тип. газ. «Киевские отклики», 1911. – 34 с.
Петрощук Н. Р. Розвиток системи підвищення кваліфікації вчителів народних шкіл в Україні другої половини ХІХ – початку ХХ століття: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р. Петрощук. – К., 2016. – 250 с.
Поучение о благотворительности по случаю открытия в Харькове приходских попечительств о бедных Священника Іоанна Гончаревского. –Харьков: Тип. губерн. правлен., 1896. – 8 с.
Русова С. До сучасного становища народного учителя / С. Русова // Світло. – 1912. – №6. – С.36-43.
Туманова А. С. Частная инициатива в сфере народного образования дореволюционной России / А. С. Туманова // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2001. – №2 (22). – С. 30-39.
Чарнолуський В. И. Частная инициатива в деле народного образования. Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические задачи свободных просветительных общественных организаций в современной России / В. И. Чарнолуський. – СПб.: Тип. Александрова, 1910. – IV. – 195 с.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1115915
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.