ПЕДАГОГІЧНИЙ СУПРОВІД СТУДЕНТІВ ВНЗ У ПРОЦЕСІ ЛІНГВОСАМООСВІТНЬОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

О. Л. Шумський

Анотація


У статті обґрунтовано необхідність автономізації іншомовної освіти студентів ВНЗ у відповідності з викликами сучасності на відміну від традиційного інституційного формату іншомовної підготовки. Доведено, що викладач перетворюється з транслятора знань у со-суб’єкта навчання з поступовою передачею студенту низки функцій з управління навчальним процесом. Встановлено, що формування суб’єктності студента та залучення його до активної лінгвосамоосвітньої діяльності відбувається за рахунок організації системи педагогічного супроводу. Визначено основні функції та специфіку роботи викладача-тьютора. Розкрито практичні аспекти поетапного алгоритму реалізації педагогічного супроводу студента в процесі формування його готовності до здійснення автономної навчальної діяльності з вивчення іноземної мови. Зокрема, продемонстровано ефективність побудови студентами власної освітньої траєкторії щодо набуття іншомовних знань, умінь та навичок на основі використання навчальних подкастів, а також створення електронних портфоліо як студентів, так і викладачів для забезпечення рефлексії результатів своєї діяльності.

 

 Ключові слова: лінгвосамоосвітня діяльність, педагогічний супровід, рефлексія, подкаст, електронне портфоліо.

 

 

В статье обоснована необходимость автономизации иноязычного образования студентов ВУЗов в соответствии с вызовами современности в отличие от традиционного формата иноязычной подготовки. Доказано, что преподаватель превращается из транслятора знаний в со-субъекта деятельности с постепеной передачей студенту ряда функций по управлению учебным процессом. Установлено, что формирование субъектности студента и вовлечение его в активную лингвосамообразовательную деятельность происходит за счет организации системы педагогического сопровождения. Определены основные функции и специфика работы преподавателя-тьютора. Раскрыты практические аспекты поэтапного алгоритма реализации педагогического сопровождения студента в процессе формирования его готовности к осуществлению автономной учебной деятельности по изучению иностранного языка. В частности, продемонстрирована эффективность построения студентами собственной траектории относительно приобретения иноязычных знаний, умений и навыков на основе использования учебных подкастов, а также создания электронных портфолио как студентов, так и преподавателей для обеспечения рефлексии результатов своей деятельности.

 

Ключевые слова: лингвосамообразовательная деятельность, педагогическое сопровождение, рефлексия, подкаст, электронное портфолио.

 

 

 

In the paper the necessity of automation of foreign-language education of university students in accordance with the challenges of modern times unlike the traditional format of foreign-language training is substantiated. It is proved that the teacher turns from a knowledge translator into the co-subject of activities with gradual transmitting a number of functions of learning process management to the student. It is stated that forming student’s subjectness and involving him/her in active linguistic self-educational activities are implemented by means of organising the system of pedagogical support. The main functions and specificity of work of the tutor are defined. The practical aspects of stepwise algorithm of realising pedagogical support of the student in the process of forming his/her preparedness for performing autonomous foreign-language learning activities are disclosed. In particular, the effectiveness of students’ building their personal trajectory of acquiring foreign-language knowledge and skills on the basis of using learning podcasts as well as of creating electronic portfolios both by students and teachers for providing the reflection of the results of their activities.

 

Keywords: linguistic self-educational activities, pedagogical support, reflection, podcast, electronic portfolio.


Повний текст:

PDF

Посилання


Степанов Е. Н. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 2–6.

Капаева А. Е. Формирование готовности учащихся к самообучению иностранным языкам: учебное пособие к спецкурсу / А. Е. Капаева. – Магадан: Северный международный университет, 2004. – 118 с.

Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев. – СПб., 1992. – 23 с.

Сильченкова С. В. Формы и направления педагогического сопровождения / С. В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 10. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827.

Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. И. Змеев. – М: Академия, 2002. – 128 с.

Иванченко Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни / Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 462–465


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.