ОСНОВНІ ЗАСАДИ ПРОЦЕСУ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНІХ ПРАЦІВНИКІВ ГАЛУЗІ ОСВІТИ
Анотація
У статті розглянуто питання суті процесу формування професійної культури майбутніх працівників галузі освіти. На думку авторів, професійна культура є частиною загального процесу культури разом з її принципами, нормами та цінностями. Авторами підкреслено, що цей процес включає в себе формування як особистісних, так і професійних якостей. Зазначено, що метою формування професійної культури є розвиток особистості майбутнього фахівця, який володіє високим рівнем професійної культури, орієнтованого на творчу діяльність. Окремо авторами визначено основні принципи процесу формування професійної культури майбутніх працівників освіти, а саме принципи: цілісності, «сходження» до культури, індивідуалізації, діяльності. Автори наголошують на тому, що метою процесу формування професійної культури майбутніх освітян є виховання всебічно розвиненої людини, яка є компетентною та професійною у галузі своєї діяльності. Зазначено, що модель формування професійної культури майбутніх працівників галузі освіти відображає соціальне замовлення.
Ключові слова: професійна культура, спеціаліст, формування, компетентність, саморозвиток.
В статье рассмотрен вопрос сути процесса формирования профессиональной культуры будущих работников сферы образования. По мнению, авторов, профессиональная культура является частью общего понятия культуры, включая ее принципы, нормы и ценности. Авторами подчеркнуто, что этот процесс включает в себя формирование как личностных, так и профессиональных качеств. Отмечено, что целью формирования профессиональной культуры является развитие личности будущего специалиста, который владеет высоким уровнем профессиональной культуры, ориентированного на творческую деятельность. Отдельно авторами определены основные принципы процесса формирования профессиональной культуры будущих работников образования, а именно принципы: целостности, «схождения», к культуре, индивидуализации, деятельности. Авторы подчеркивают, что целью процесса формирования профессиональной культуры будущих работников образования, является формирование всесторонне развитого человека, который компетентен и профессионален в отрасли своей деятельности. Отмечено, что модель формирования профессиональной культуры будущих работников сферы образования отображает социальный заказ.
Ключевые слова: профессиональная культура, специалист, формирование, компетентность, саморазвитие.
The article deals with the question of the essence of the process of forming of the professional culture of future educators. The authors think that the professional culture is a part of the whole process of culture with its principals, norms and values.The authors have pointed that this process includes the forming of the personal as well as professional features. It has been pointed that the aim of forming of the professional culture is the development of a personality of future educator who has the high professional culture and who is directed on the creative activity. The authors have determined the main principals of the process of forming of the professional culture of future educators, they are the principals of: unity, «entering» the culture, individualization, activity. The authors have pointed that the aim of the process of forming of the professional culture of future educators is the forming of the fully developed personality who is competent and professional in the sphere of his activity. It has been pointed that the model of the forming of the professional culture of future educators indicates the social order.
Keywords: professional culture, specialist, formation, competence, self-development.
Повний текст:
PDFПосилання
Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.пед. ун-т, 1999. – 244 с.
Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата. – Екатеринбург, 1993. – 190 с.
Петрунева Р.А., Дулина Н.В., Токарев В.А. О главной цели образования //Высшее образование в России. – 1998. – №3. – С.35-46.
Скок Г.Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тезисы всерос. научн.-метод. конф. – Новосибирск, 1998. – С.35-45.
Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. – Л.: ЛГУ, 1977. – 140.
REFERENCES
Zeer, E. F., Shahmatova, O. N. (1999). Lichnostno orientirovannyie tehnologii professionalnogo razvitiya spetsialista [Personally oriented technologies of professional development of a specialist]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural, gos.ped. un-t, 244 p. (in Russian)
Model, I.M. (1993). Professionalnaya kultura munitsipalnogo deputata [Professional culture of the municipal deputy]. Ekaterinburg, 190 p. (in Russian)
Petruneva, R.A., Dulina, N.V. & Tokarev, V.A. (1998). O glavnoy tseli obrazovaniya [About the main goal of education]. Vyisshee obrazovanie v Rossii, 3, pp. 35-46 (in Russian)
Skok, G.B. (1998). K probleme kachestva obrazovaniya [To the problem of the quality of education]. Kachestvo obrazovaniya: kontseptsii, problemyi otsenki, upravlenie: Tezisyi vseros. nauchn.-metod. konf. Novosibirsk, pp. 35-45 (in Russian)
Smirnova, E.E. (1977). Puti formirovaniya modeli spetsialista s vyisshim obrazovaniem [Ways of forming a model of a specialist with higher education]. Leningrad: LGU, 140 p. (in Russian)
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.