ЦІННІСНІ СТРУКТУРИ ЯК ПІДСТАВА СОЦІАЛЬНОГО ПІЗНАННЯ ТА ВИЗНАЧЕННЯ ЯКОСТІ ВИЩОЇ ОСВІТИ
Анотація
Підставою здійснення соціального пізнання загалом і соціального передбачення зокрема, виступають цінності. Цінності є складовими структур соціальної релевантності, зокрема складовими ціннісних структур, характерних для різних соціальних утворень. Передбачення процесів у сфері вищої освіти та її якості має базувати на вивченні цінностей університетської спільноти. Феноменологічна соціологія пропонує ретельно розроблену концепцію структур соціальної релевантності. Шюц розглядає теорію системи релевантності як частину теорії вибіркової активності розуму. Він розрізняє тематичну, інтерпретативну та мотиваційну релевантонсті, кожна з яких, як ми доводимо, має ціннісне значення. Соціальне передбачення потребує свого не епістемологічного, але праксеологічного розв’язання. Вибір бажаного здійснюється індивідом у якості вибору із заданого, перед-даного, в рамках соціальної системи релевантності. Передбачення у сфері вищої освіти загалом і передбачення її якості зокрема якнайкраще відповідає характеристикам «кінцевої області значень» Шюца. Академічні цінності мають виростати з повсякденного досвіду учасників університетської спільноти – лише у такому разі вони здобувають шанси на втілення у майбутньому.
Ключові слова: цінності, релевантність, структури релевантності, університетська спільнота, академічні цінності.
Основанием осуществления социального познания вообще и социального предвидения в частности, выступают ценности. Ценности являются составляющими структур социальной релевантности, в частности составляющими ценностных структур, характерных для различных социальных образований. Предсказания процессов в сфере высшего образования и его качества должно базироваться на изучении ценностей университетского сообщества. Феноменологическая социология предлагает тщательно разработанную концепцию структур социальной релевантности. Шюц рассматривает теорию системы релевантности как часть теории избирательного активности ума. Он различает тематическую, интерпретативную и мотивационную релевантности, каждая из которых, как мы доказываем, имеет ценностное значение. Социальное предвидение требует своего не эпистемологического, но праксеологического решения. Выбор желаемого осуществляется индивидом в качестве выбора из заданного, пред-данного, в рамках социальной системы релевантности. Предсказания в сфере высшего образования в целом и предсказания ее качества в частности лучше соответствует характеристикам «конечной области значений» Шюца. Академические ценности должны вырастать из повседневного опыта участников университетского сообщества – только в таком случае они получают шансы на воплощение в будущем.
Ключевые слова: ценности, релевантность, структуры релевантности, университетское сообщество, академические ценности.
Values serve as the grounds for implementation of social cognition in general and social foresight in particular. Values are composite structures of social relevance, including elements of value structures as a characteristic of different social formations. Foresight processes about higher education and its quality should be based on a study of the university community values. Phenomenological sociology offers a carefully designed concept of the structures of social relevance. Schütz considers relevant systems theory as theory of selective activity of the mind. He distinguishes thematic, interpretative and motivational relevance, each of which, as we prove, has a valuable meaning. Social prediction needs to have not epistemological, but praxeological solution. For selection of the desired the individual made a choice within a given, pre-given social system of relevance. The anticipation of higher education in general and foresight of its quality including may receive the best interpretation with the characteristics of Schütz’s "ultimate field values". Academic values should grow from everyday experience of the members of the university community – only in this case it get chances for implementation in the future.
Key words: value, relevance, relevance structures, universities, academic values.
Повний текст:
PDFПосилання
Бергер П. Социальное конструирование реальности : Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман ; [пер. с англ. Е. Д. Руткевич ; Вступление Е. Д. Руткевич]. – М. : Медиум, 1995. – 324 с.
Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря /Н.А.Бердяев. – М.: Республика, 1995. – 383с.
Бойченко М. І. Системний підхід у соціальному пізнанні: ціннісний і функціональний аспекти. Монографія /М.І.Бойченко. – К.: Видавництво «Промінь», 2011. – 320 с.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер ; [пер. с нем.] // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М. : Юрист, 1994. – С. 43-77.
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум /П.П.Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.
Джемс В. Прагматизм / В. Джемс; [пер. з англ.]. – К.: Україна, 1995. – 281с.
Молчанов В. И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания /В.И.Молчанов. – М.: Модест Колеров и «Три квадрата»,2004. – 328 с.
Пирс Ч. С. Начала прагматизма / Ч.С.Пирс ; [пер. с англ., предисл. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина]. – СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. – 318 c.
Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». Сборник статей. / Ю. Хабермас ; [пер. с нем. М.Л. Хорькова под ред. О.В. Кильдюшова]. — М.: Праксис, 2007. – 208 с.
Шелер М. Проблемы социологии знания / М.Шеллер ; [Пер. с нем., коммент., послесл. А.Н. Малинкина]. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 320 с.
Шюц А. Методология социальных наук / А. Шюц ; [пер. с англ.] // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – С. 7-151.
Шюц А. Проблемы природы социальной реальности / А. Шюц ; [пер. с англ.] // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – С. 401-533.
Шюц А. Размышление о проблеме релевантности / А. Шюц ; [пер. с англ.] // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – С. 235-400.
Joas H. Die Entstehung der Werte / H. Joas. – Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1999. – 321 S.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.345328
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.