САМООСВІТА ОСОБИСТОСТІ ЯК СПОСІБ ФОРМУВАННЯ СТРАТЕГІЇ ЖИТТЯ

О. В. Бурлука

Анотація


Досліджено,  як  зростання  інфомаційного  потоку,  виникнення  нових  технологій, прискорення  соціально-економічного  розвитку,  перехід  до  ринку,  зростання  числа безробітних  впливають  на  формування  стратегії  життя.  Нові  соціокультурні  умови потребують впровадження техніки, технології, підвищення конкурентоспроможності на ринку  праці,  вимагають  від  людини  здатності  і  готовності  вирішувати  економічні  і науково-технічні завдання. Це потребує цілеспрямованих і енергійних зусиль і здібностей, необхідності постійно підвищувати професійну компетентність, долати стереотипи і мати  творчу  самостійність.  Сьогодні  людина  має  бути  готова  до  несподіванок  в професійній і соціальній ситуації, бути схильна до перепідготовки в мінливому просторі ринкових  умов,  постійно  спостерігати  за  змінами  в  професійній  сфері,  передбачати вірогідні  модифікації.  Адаптація  особистості  до  стрімких  змін  в  економічному, громадському,  політичному,  культурному  житті  проходитиме  з  мінімальними витратами  за  умови  багатопланової  і  різноманітної  підготовки  особистості  до виробничого і соціального життя.  Це надає самоосвіті особистості новий соціальний сенс,  вона  стає  каталізатором  і  засобом  соціальної  мобільності  людини,  відкриває доступ  до  інтелектуальних,  культурних  цінностей,  розширює  світогляд,  збільшує інтелектуальний потенціал людини і дозволяє їй знайти своє місце в житті, досягнути соціального  визнання  та  матеріального  добробуту.  Тобто  самоосвіта  створює  умови щодо формування і реалізації стратегії життя особистості, реалізації життєвої мети в життєвих подіях.

Ключові  слова:  самоосвіта  особистості,  самоосвітня  діяльність,  стратегія життя,  знання,  інформація,  професійне  середовище,  соціальне  визнання, інтелектуальний  потенціал  людини,  соціальна  мобільність,  інформаційно-комунікаційне середовище,  самоудосконалення.

 

 

Исследовано,  как  рост  информационного  потока,  возникновение  новых  технологий, ускорение социально-экономического развития, переход к рынку, рост числа безработных влияет на формирование стратегии жизни. Новые социокультурные условия нуждаются во внедрении техники, технологии, повышении конкурентоспособности на рынке труда. требуют от человека способности и готовности решать экономические и научно-технические задачи.  Это вызывает необходимость  целеустремленных  и  энергичных  усилий  и  способности  постоянно  повышать профессиональную  компетентность,  преодолевать  стереотипы  и  иметь  творческую самостоятельность. Сегодня человек должен быть готов к неожиданностям в профессиональной и  социальной  ситуации,  иметь  склонность  к  переподготовке  в  переменчивом  пространстве рыночных  условий,  постоянно  наблюдать  за  изменениями  в  профессиональной  сфере, предусматривать достоверные модификации. Адаптация личности к стремительным изменениям в  экономической,  общественной,  политической,  культурной  жизни  будет  проходить  с минимальными потерями при условии многоплановой и разнообразной подготовке личности к производственной  и  социальной  жизни.  Это  предоставляет  самообразованию  личности  новый социальный  смысл,  оно  становится  катализатором  и  средством  социальной  мобильности человека,  открывает  доступ  к  интеллектуальным,  культурным  ценностям,  расширяет мировоззрение, увеличивает интеллектуальный потенциал человека и позволяет ему найти свое место  в  жизни,  достичь  социального  признания  и  материального  благосостояния.  То  есть самообразование  создает  условия  относительно  формирования  и  реализации  стратегии  жизни личности, реализации жизненной цели в жизненных событиях.

Ключевые  слова:  самообразование  личности,  самообразовательная  деятельность, стратегия  жизни,  знания,  информация,  профессиональная  среда,  социальное  признание, интеллектуальный  потенциал  человека,  социальная  мобильность,  информационно-коммуникационная среда,  самосовершенствование.

 

It is investigational, as a height of dataflow, origin of NT, acceleration of socio-economic development, passing to the market, height of number of unemployed persons, influences on forming of strategy of life. New sociocultural terms need introduction of technique, technology, increase of competitiveness at the market of labour. require from the man of ability and willingness to decide economic and scientific and technical tasks. It causes a necessity for purposeful and energetic efforts and capabilities constantly to promote a professional competence, overcome stereotypes and have creative independence. Today a man must be ready to the surprises in a professional and social situation, кметь propensity to retraining in changeable space of market conditions, constantly to watch changes in a professional sphere, envisage reliable modifications. Adaptation of personality to the swift changes in economic, public, political, cultural life will pass with minimum losses on condition of to многоплановой and various preparation of personality to productive and social life.  It gives new social sense to the self-education of personality, it becomes a catalyst and means of social mobility of man, opens access to the intellectual, cultural values, extends a world view, increases intellectual potential of man and allows to find the place him in life, to attain social confession and material welfare. Id est a self-education creates terms in relation to forming and realization of strategy of life of personality, realization of vital aim in vital events.

Keywords: self-education of personality, самообразовательная activity, strategy of life, knowledge, information, professional environment, social confession, intellectual potential of man, social mobility, of informatively-communication environment,  self-perfection.

 


Повний текст:

PDF

Посилання


Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 399 с.

Бурлука Е.В. Самообразование личности как социально-педагогическая проблема. Монография – Х.: ЧПИ «Новое слово», 2008. – 180 с.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб., 1992. – 263 с.

Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика //Работы разных лет. – т. 2, М., 1971. – С. 61 – 170.

Зборовский Г.Е. Самообразование в условиях формирования новой образовательной парадигмы // Гуманизация и гуманитаризация профессионально-педагогического образования. – Екатеринбург, 1994. – С. 23 – 41.

Проблема потребностей в этике и эстетике. – Л.: изд-во ЛГУ. – 1976. – С. 175.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 341 с.

REFERENCES

Bern of Э. is Games that is played by people : Psychology of human mutual relations; People that play games : Psychology of human fate/ Trudged. with an eng; obcsh. red. М.S. Mackovskogo. it is Spb.: Lenizdat, 1992. – 399 p.

Burluka E.V. Self-education of personality as socially-pedagogical problem. Monograph - Kh.: CPI the «New word», 2008. – 180 p.

Gegel G.V.Ph. Phenomenologizing of spirit. – SPb., 1992. – 263 p.

Gegel G.V.Ph. Philosophical propedevtika //of Work of different years. it is т. 2, М., 1971. – P. 61 – 170.

Zborovskiy G.Е. Self-education in the conditions of forming of new educational paradigm //Humanizing and humanitarizing of professionally-pedagogical education. it is Ekaterinburg, 1994. – P. 23 – 41.

A problem of requirements is in ethics and aesthetics. – L.: izd-v of LGU. – 1976. – P. 175.

Rubinstein С.L. Problems of general psychology. it is a 2th publ. – М.: Pedagogics, 1976. – 341 p.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.2544939

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.