ДО ПИТАННЯ ПРО БУТТЄВУ ВКОРІНЕНІСТЬ ТВОРЧОСТІ

Т. О. Чернишова

Анотація


У статті обґрунтовується доцільність такого методологічного підходу, за якого б творчість як онтологічну проблему було вивільнено з антропологічної пригніченості, а її сутність відшукувалася б не через відношення до людини, а через відношення до буття в цілому. Обґрунтовано, що сутність творчості слід визначити не лише як привнесення змін у суще, а й як спрямованість на те, щоб злитися із абсолютною всеповнотою. Показано, що в сучасних умовах відбувається принципове «забуття буття» у зв’язку з абсолютизацією людської сутності. Доведено, що людство може (і має) повернути собі сумісність із «космічною дійсністю» лише за умов позитивного Вnілення свого творчого покликання – бути пастирем, провідником буття в суще.

Ключові слова: творчість, онтологізація творчості, Абсолют, буття, суще, антропологізація, гносеологізація, гуманологія

В статье обосновывается целесообразность такого методологического  подхода,  при  котором  сущность  творчества  усматривалась бы не через отношение к человеку, а через отношение к бытию в целом.  Акцентировано,  что  глобальные  проблемы  современности  являются  следствием  деструктивной  креативности  человека, и сохранение духовного потенциала человека и человеческой цивилизации в целом предполагает изменения в экзистенциальной позиции человека, которая формирует ориентиры творческой деятельности. Показано,  что  концепт  творчества  как  осуществления  бытия формируется в эпоху Возрождения. Подчеркнуто, что творчество имеет трансцендентный, потусторонний характер, являясь способом обращенности человека к абсолютному бытию как таковому. Доказано, что сформировавшаяся в Новое время тенденция гносеологизации человеческой сущности приводит к изменению характера творчества, которое начинает мыслиться как обеспечение дальнейших амбиций человека по обустройству своего земного существования. Продемонстрировано, как замыкание человека на самом себе становится причиной обращенности творчества на субъект как исток своего  существования  и  превращается  на  выражение  субъектом самого себя. Доказано, что создание нового тела сущего – техники – приведет к дальнейшей потере человеческой идентичности и постепенному истощению человеческого рода в новейших технологиях. Обосновано, что человечество может и обязано возвратить себе совместимость с абсолютным бытием только при условии позитивного воплощения своего творческого предназначения – быть пастырем, проводником бытия в сущее.

Ключевые слова: творчество, онтологизация творчества, Абсолют, бытие, сущее, антропологизация, гносеологизация, гуманология.

The  article  substantiates  the  expediency  of  methodological  approach, in which the essence of creativity is seen not in relation to man, but in relation to being as a whole. It is accented that the global problems of today are the result of destructive human creativity and the preservation of  the  spiritual  potential  of  man  and  of  human  civilization  as  a  whole involves  changes  in  the  existential  position  of  man,  which  forms  the guidance of creative activity. It  is  shown  that  the  implementation  of  the  concept  of  creativity  as being formed in the renaissance. It was emphasized that creativity has transcendent,  otherworldly  character,  being  a  method  of  contacting  a person to an absolute being as such. It is proved that the gnoseologization of human nature shaped in the New time leads to a change in the nature’s creativity, which begins thought as providing further human’s ambitions by arrangement of their earthly existence. It  has  been  demonstrated  as  the  closure  of  a  man  on  itself  becomes  a reason for seeking creativity on the subject as the source of its existence, and turns on the expression of the subject himself. It is proved that the creation of a new body of things – equipment – will lead to a further loss of human identity and the gradual depletion of the human race in the latest technologies. It is proved that humanity can and must regain compatibility with absolute being only provided a positive realization of his creative purpose – to be a shepherd, the conductor being in existence.

Keywords:  creativity,  creativity  ontologization,  the  Absolute,  being, existence, anthropologization, gnoseologization, Humanology

Повний текст:

PDF

Посилання


Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб.: РХГИ, 1997. – 445 с.

Батищев Г.С. Творчество с собственно философской точки зрения (К вопросу о созидательном назначении человека во Вселенной) /Г.С. Батищев // Наука и творчество. Методологические проблемы: Сб.науч.тр. / Яросл.гос.ун-т. – Ярославль, 1986. – С. 20–27.

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004. – С. 265–477.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2007. – 368 с.

Пронкин Д.Д. Одиссея творчества: К бытийности сущего через осуществление бытия / Д.Д. Пронкин, С.В. Пронкина. – СПб: Алетейя, 2005.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С. 63–176.

Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 863 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.32449

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.