СУТНІСТЬ ПОНЯТТЯ «ЦІЛІСНІСТЬ ОСОБИСТОСТІ» У СИСТЕМІ ФІЛОСОФСЬКОГО ЗНАННЯ
Анотація
Філософський аналіз сучасних кризових явищ, антагонізмів та суперечностей у суспільстві та світі виявляє їх взаємов’язок із нестабільністю, дезінтегрованістю та внутрішнім розколом особистості. У статті здійснена спроба наукового аналізу сутності поняття «цілісна особистість», його становлення та історичного розвитку у контексті філософської антропології, психології та синергетики з метою визначення ціннісних орієнтирів сучасної філософії освіти. Аналіз філософської спадщини слов’янофілів із проблеми цілісності є переконливим підґрунтям розвитку концепції життєтворчості особистості у філософії освіти. Використання синергетичного підходу відкриває перспективу повноцінного розвитку індивідуального творчого потенціалу особистості у просторі освіти.
Ключові слова: цілісність, особистість, творчий потенціал, самотворення, синергетика.
Философский анализ современных кризисных явлений, антагонизмов и противоречий в обществе и мире обнаруживает их взаимосвязь с нестабильностью, дезинтеграцией и внутренним расколом личности. В статье предпринята попытка научного анализа сущности понятия «целостная личность», его становления и исторического развития в контексте философской антропологии, психологии и синергетики с целью определения ценностных ориентиров современной философии образования. Анализ философского наследия славянофилов по проблеме целостности является убедительным основанием развития концепции жизнетворчества личности в философии образования. Использование синергетического подхода открывает перспективу полноценного развития индивидуального творческого потенциалаличности в пространстве образования.
Ключевые слова: целостность, личность, творческий потенциал,самосозидание, синергетика.
Philosophical analysis of modern crisis phenomena, antagonisms and contradictions in the society reveals their interrelation with instability,disintegration and inner disassociation of personality. The attempt of thescientific analysis of the essence of ”integral personality” notion, its formation and historic development in philosophical anthropology, psychology and synergy context with the aim of value orientations of modern philosophy of education definition is done in the paper. The analysis of philosophical heritage of slavophiles on the problem of integrity is the solid background for personality’s Life Creativity conception formation in philosophy of education. The usage of synergetic approach opens the perspective of full development of individual creative potential of the personality in education space.
Key words: integrity, personality, creative potential, self-creation,synergy.Повний текст:
PDFПосилання
Коганець І. Всезагальна дезінтеграція // Розбудова держави. – 1998.-№№1-2. – С.75-85.
Скотна Н. Особа в розколотій цивілізації:освіта, світогляд, дії. – Львів: Українські технології, 2005. – 384с
Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; Вступ.сл. Уколовой В.И.; Закл.сл. Рашковского Е.Б. – М.: Прогресс, 1991. – С. 77-80.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995. С. 383.
Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. – Минск: Харвест, 1999. – 912 с.
Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. – СПб.: Художественная литература, 1994. –528 с.
Соловьёв B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьёв B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.
Соловьев B.C. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // http://www.rodon.org/svs/pobvzfs.htm .
Лосский Н.О. Бог и мировое зло // цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. – Харьков: Фолио; М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. – 896 с.
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической метафизики. – М.: Республика, 1995. – 375 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 381 с.
Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К., 1990. – 148с.
Шаманский Л.Г. Целое и целостность как категория материалистической диалектики: Автореф. дис. ... канд. филос наук Л., 1975.
Шелер М. Формы знания и образования //Избранные произведения: Пер.с нем. А.В. Денежкиной и др. / [Сост. и науч.ред. А.В. Денежкина]. М.: Гнозис, 1994. – 413 с
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.22413
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.