ОСВІТНІЙ ВИМІР І КУЛЬТУРНІ СМИСЛИ ФІЛОСОФІЇ ГРОШЕЙ
Анотація
У статті здійснюється аналіз освітнього виміру та культурних смислів грошей. У перехідний період розвитку суспільства економічна освіта тавиховання актуалізується в якості економіко-психологічної адаптації, що детермінується особливостями ставлення та осмислення особистістю економічної реальності взагалі та грошей зокрема. Освітній вимір філософії грошей є тристороннім процесом інтеріоризації, відтворення та трансформації економічної культури соціуму, культурних смислів грошей, що вбудовані у соціальний контекст та соціальні системи. Гроші, як елемент економічної соціалізації, впливають на спрямованість та професійну активність в індивідуальному та суспільному житті індивіда. У культурному та освітньому ракурсах гроші постають як фактор економічної соціалізації, як провідний компонент економічної свідомості, як основа монетарних уявлень, що є продуктом соціально-демографічних чинників.
Ключові слова: філософія грошей, культурні мисли, освітній вимір.
В статье анализируется образовательное измерение и культурные смыслы философии денег. У переходной период развития общества экономическое образование и воспитание актуализируются в качестве экономико-психологической адаптации, которая детерминируется особенностями отношения и осмысленияличностью экономической реальности в целом и денег в частности. Образовательное измерение философии денег является трехсторонним процессом интериоризации, воспроизведения и трансформации экономической культуры социума, культурных смыслов денег, которые встроены в социальный контекст и социальные системы. Деньги, как элемент экономической социализации, влияют на направленность и профессиональную активность в индивидуальной и общественной жизни человека. В культурном и образовательном ракурсах деньги являются фактором экономической социализации, компонентом экономического сознания, основой монетарных представлений, как продукта социально-демографических условий.
Ключевые слова: философия денег, культурные смыслы, образовательное измерение.
The article analyses the educational dimension and cultural meanings of money. During the transition period of social development, the economic education and training are updated as economic and psychological adaptation that is determined by individual's attitude and understanding of economic reality in general and money in particular. The educational dimension of the philosophy of money is a tripartite process of interiorization, reproduction and transformation of the economic culture of society, cultural meanings of money, embedded in a social context and social systems. Money, as an aspect of economic socialization, affects the orientation and professional activity in individual and social life of the individual. In cultural and educational aspects, money appears as a factor of economic socialization, as a leading component of economic consciousness, as the basis of monetary conception that is the product of socio-demographic factors.
Keywords: educational dimension, cultural meanings, philosophy of MoneyПовний текст:
PDFПосилання
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 2. / J.Habermas. –Boston: Beacon Press, 1989
Simmel G. The Philosophy of Money / G. Simmel. – L., 1978. – 616 с.
Smelser N. The Theory of Collective Behavior / N. Smelser. – NY : Free Press, 1963. – 436 с
Абрамова С. Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С. Б. Абрамова // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(70). – С. 133-141.
Андреева Н. А. Экономическая психология / Н. А. Андреева. – М.: Питер, 2000. – 512 с
Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. – СПб. Питер, 2008. – 240 с
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть /Ж. Бодрийяр. – М.: "Добросвет" 2000. –387 с
Горбачева Е. И. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях / Е. И. Горбачева, А. Б. Купрейченко // Психологический журнал. – 2006. – № 4. – Т. 27. – С. 26 – 37.
Зиммель Г. Философия денег / Г. Зиммель // Теория общества: Фундаментальные проблемы. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 1999. – С. 33 – 89.
Кравченко С. А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный поход/ С. А.Кравченко. – М.:МГИМО-Университет, 2006. – 170 с.
Леонов В. В. Мотиваційні чинники фінансової поведінки населення України: емпіричний аналіз / В. В. Леонов // Український соціум. – 2007. – №3. – С.63 – 76.
Малашзия Г. Перспективы человека в глобализируемщемся мире / Г. Малашхия; под. ред. В. В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – 318 с.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. Социология. – М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. – С. 294 – 297.
Московичи С. Деньги как страсть и как представление / С. Московичи // Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и психотерапии, КСП+, 1998.
Радаев В. В. Экономическая социология : учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 603 с
Шкребець М. С. Вплив грошової культури на рівень консолідації українського суспільства / М. С. Шкребець // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – 2010. – № 889. – с. 133 – 137.
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.